Экспериментальная деятельность ДОУ

Согласно приказа администрации Московского района Санкт-Петербурга № 174-П от 15 июля 2013 года «О создании экспериментальных площадок» наш Детский сад работает в статусе Экспериментальной площадки районного уровня с 1.09.2013 по 31.08.2016 года.

Руководитель эксперимента:

Спиро Мария Вадимлвна
заведующая ГБДОУ Детский сад №3 Московского района

Методист:

Новикова Юлия Евгеньевна
(заместитель заведующей по УВР
ГБДОУ Детский сад №3 Московского района,
воспитатель высшей квалификационной категории,
почетный работник общего образования РФ.)

Аналитик экспериментальной площадки:

Власова Ольга Васильевна
(воспитатель дополнительго образования)

Педагоги-экспериментаторы:

Алексеева Юлия Александровна
(воспитатель высшей квалификационной категории)

Пучкова Ольга Михайловна
(воспитатель первой квалификационной категории)

Герасимова Галина Александровна
(воспитатель первой квалификационной категории)

Асташкина Яна Алеговна
(воспитатель первой квалификационной категории)

Кулагина Ирина Юрьевна
(воспитатель первой квалификационной категории)

Опыт работы  «Дистанционное взаимодействие с родителями».

Продукт инновационной деятельности

«ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА — ДОШКОЛЬНИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ДОУ СЕМЬЕЙ»


Выписка из протокола заседания Экспертного совета при ГБУ ДППО ЦПКС ИМЦ Московского района Санкт-Петербурга


Отчет по опытно-экспериментальной работе образовательного учреждения за 2015-2016 г.г.

Справка об инновационной деятельности образовательных учреждений Московского района в 2015-2016 учебном году
Справка об эффективности инновационной деятельности образовательного учреждения, работающего в режиме ресурсного центра или экспериментальной площадки 2015-2016 г.г..
Экспертное заключение ИП по итогам самоэкспертизы 2015-2016 г.г.
План работы экспериментальной площадки на 2015-2016 учебный год
План работы экспериментальной площадки на 2014-2015 учебный год
План работы экспериментальной площадки на 2013-2014 учебный год

Документы:

Приказ «О создании экспериментальных площадок»
Приказ «О создании экспериментальной площадки»
Программа экспериментальной площадки районного уровня
Положение об организации деятельности по опытно-экспериментальной работе в режиме районной площадки
Положение о педагоге-экспериментаторе
Справка об эффективности инновационной деятельности образовательного учреждения, работающего в режиме ресурсного центра или экспериментальной площадки
Справка об инновационной деятельности образовательных учреждений Московского района в 2014-2015 учебном году
Отчет по опытно-экспериментальной работе образовательного учреждения за 2014-2015 г.г.
Выписка из протокола заседания Экспертного совета при ГБОУ ДППО ЦПКС ИМЦ Московского района Санкт-Петербурга
Экспертное заключение ИП по итогам самоэкспертизы 2014-2015 г.г.
Слайды по презентации самоанализа ОЭР 2015год (ГБДОУ№3)

 

 

Социально-культурная деятельность в дошкольном учреждении как средство включения родителей в воспитательный процесс.

Ребенок, посещающий детский сад, большую часть своего времени проводит в отрыве от семьи. Это накладывает свой отпечаток на его воспитание, характер. Очень важно, чтобы ребенок, даже находясь вне дома, чувствовал связь со своими близкими людьми, понимал, что его любят, что события его жизни так же важны для родителей, как и их взрослые дела. Порой родители забывают, что, отдавая ребенка в дошкольное учреждение, они не снимают с себя своей самой главной обязанности – воспитание ребенка. Никакой, даже самый лучший детский сад не заменит семью.

Семья – это общечеловеческая ценность, значение ее огромно, и, несомненно, воздействие ее на детей уникально по своей силе и результативности. Оно осуществляется непрерывно, охватывает все стороны формирующейся личности, продолжается многие годы, основано на эмоциональных отношениях детей и родителей. В процессе семейного общения передается жизненный опыт старших поколений, культура чувств и поведения, традиции.

Современная семья очень часто находится в зоне неблагополучия, ее подстерегает серьезная опасность социальной деградации. Отсутствие общения, взаимопонимания, положительных эмоций может привести к негативным явлениям в семье, к проблемам с детьми.

Но не только отсутствие общения оказывает отрицательное влияние на внутрисемейные отношения. Сокращение культурного пространства семьи до пределов телеэкрана или монитора компьютера грозит вырастить из ребенка ограниченного потребителя, не готового самостоятельно мыслить, развиваться, искать.

Из опыта подрастающего поколения исчезает, например, важнейший компонент образования – семейный праздник, а вместе с ним и культура семейных взаимоотношений.

Культуре семейного общения необходимо учить так же, как мы учим детей языку и математике, читать и писать. Эта культура может явиться мостиком из прошлого в современный опыт. Чем раньше начинается подобная работа с семьей, тем лучше ее результативность.

Семья, и дошкольное учреждение — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции имеют свои особенности, но для формирования и развития личности ребенка, в том числе и навыков общения, необходимо взаимодействие педагогов и родителей в воспитательном процессе.

На взаимодействие родителей и педагогов дошкольного учреждения влияют следующие факторы:
— осознание родителями своей роли в воспитательном процессе;
— социальные ожидания родителей от ДОУ;
— готовность педагогов и родителей к совместному участию в воспитательном процессе.

Необходимо создавать новые инструменты, способные решать задачи родительского образования, культуры общения взрослых и детей, сотрудничеству педагогов и родителей.

Проблема приобретает не только социальный, но и государственный характер.

Министерством образования Российской Федерации утвержден Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования, в котором на законодательном уровне закреплены основные принципы дошкольного образования, где ребенок и родитель признаются полноправными субъектами образовательного процесса.

Одной из задач, на решение которой направлен Стандарт является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Воспитательный процесс становится для дошкольного учреждения таким же значимым, как и обучение. А так как родитель является субъектом данного процесса, то принципиально важно сотрудничество организации с семьей.

ФГОС является основой для разработки основных и дополнительных программ, в том числе, программ оказания помощи родителям в воспитании детей.

Такой помощью может и должно стать включение родителей в воспитательный процесс ДОУ посредством социально-культурной деятельности.

Основной идеей современного подхода к воспитательному процессу сегодня является то, что за воспитание детей несут ответственность, именно родители, а все другие социальные институты призваны помогать и поддерживать, иногда направлять и дополнять воспитательную деятельность семьи.

Понятия «сотрудничество» и взаимодействие» определяют новизну отношений семьи и дошкольного учреждения.

При выборе и реализации форм СКД (социально-культурная деятельность) в детском саду необходимо:
— учитывать интересы детей и особенности их семейного воспитания;
— обеспечивать социально-психологические условия для совместной жизнедеятельности педагогов, родителей и детей;
— развивать индивидуальные педагогические способности родителей, уровень их педагогической культуры;
— создать информационно-правовую базу для совместной работы педагогического коллектива с родителями.

Необходимо учитывать и особенности воспитательного процесса, в частности то, что деятельность воспитателя, управление этим процессом, обусловлена не только объективными закономерностями. Деятельность педагога или родителя – это искусство, а значит, в нем отражены все особенности личности, его индивидуальность, характер, отношение к воспитанникам. Соответствие же субъективных и объективных закономерностей позволит добиться положительных результатов воспитания.

Опыт работы нашего коллектива, реализующий целый комплекс социально культурной деятельности, показывает что, если использовать различные формы совместной деятельности педагогов, родителей и детей в дошкольном образовательном учреждении, то это может повлиять на внутрисемейные отношения и деятельность между ее членами, на стиль воспитания в семье.

Таким образом, воспитательный процесс в современных условиях можно определить, как условие для личностных изменений и детей и взрослых, а механизмом вовлечения семьи в этот процесс – комплекс мероприятий совместной деятельности родителей, детей и педагогов.

Воспитательный процесс становится взаимодействием трех сторон: ребенка, его родителей (семьи) и педагогов. Все эти стороны заинтересованы друг в друге. Отношения их должны строиться на взаимном уважении и понимании. Современный воспитательный процесс характеризуется единством целей и сотрудничеством при их достижении.

Однако включение родителей в воспитательный процесс совсем не простое дело, здесь есть определенные трудности. Последние вызваны как личностными особенностями родителей (возрастными, ценностно-ориентационными, уровнем образования, и др.), стилем семейных отношений, разнящимся в семьях, так и сложностями, возникающими в отношениях родителей и педагогов. Существуют и проблемы подготовки педагогических кадров. Не все воспитатели готовы к сотрудничеству с семьей, принятию новых форм работы.

По большей части родители оправдывают свое неучастие в воспитании ребенка занятостью на работе, неумением заниматься с ребенком, незнанием методик. А значит, существует необходимость помочь родителям стать полноценными субъектами процесса воспитания. Что может быть реализовано в научении методикам и таким формам работы, в которых родители чувствовали бы себя компетентно, уверено, чувствовали и реализовывали свою способность активно участвовать в жизни своего ребенка, воспитывая его, развивая в нем необходимые качества и свойства.

Такую помощь родители могут получить у специалистов дошкольного учреждения, если работа будет построена не формально, если и педагоги, и родители будут заинтересованы в сотрудничестве на благо ребенка и семьи в целом.

Таким образом, приоритетными задачами педагогического коллектива нашего ДОУ стали:
— поиск и использование разнообразных форм социально-культурной деятельности в планировании воспитательного процесса,
— поиск и разработка новых, современных механизмов обратной связи с родителями, оценки качества воспитательного и образовательного процесса, ОП ДО,
— создание мотиваций и условий для включения родителей в воспитательный процесс ДОУ.

Участие в мероприятиях, проводимых в ДОУ родителей, способствует установлению более доверительных отношений с педагогами, помогает родителям избавиться от настороженного отношения к дошкольному учреждению.

И, главное, помогает родителю приобрести навык проведения семейного досуга, совместной подготовки к мероприятиям и праздникам, обогащает их опытом семейных традиций и праздников.

И, наконец, ребенок, ощущая присутствие в своей жизни родителей, избавляется от чувства незащищенности, страха, недоверия в общении с ними.

Разработанная и апробированная программа по взаимодействию с семьей в нашем детском саду сделала нас друзьями и сотрудниками с родителями, принесла нам уважение и признания родительским сообществам, сделал наш педагогический процесс более зримым, эффективным, не формальным. Для семьи детский сад стал местом, где можно не только получить квалифицированную помощь, консультации и советы, но и провести свой досуг, где современный городской житель может отдохнуть, отвлечься от бешеного ритма жизни, насладиться и получить удовольствие от общения со своим ребенком.

С уважением воспитатель ГБДОУ № 3
Алексеева Юлия Александровна,
участник ОЭП март 2015г

ГБДОУ детский сад 3 Московского района СПб