Физкульт.руководитель

Руководитель физической культуры
Новикова Алина Евгеньевна

(Высшее образование)

Физические упражнения для ребёнка 1-3 лет

Как только ребенок встает на ножки и начинает ходить, он встречается со множеством проблем.

Вот на полу прямо перед ним лежит игрушка, а нужно идти дальше. Как поступить? Наклониться и взять? Не получается. Обойти?

Перешагнуть? А как? И ребенок пробует и падает, поднимается – и снова все повторяется, потому что пока подводят несовершенные еще чувство равновесия и координация движений.

Но они вырабатываются, тренируются в самостоятельной деятельности малыша и с помощью взрослых, когда они помогают ему преодолевать препятствия или показывают, как это делается. И конечно же с помощью гимнастики.

Выполнять различные упражнения вы можете с малышом на прогулке, играя с ним: вместе перешагивая через камушки, лужицы или поваленное дерево, помогая поднять изукрашенный осенью кленовый лист.

С вашей помощью малыш может ходить по бревну, подниматься на площадку по наклонной плоскости или по маленькой лестнице – такие приспособления есть на детских площадках возле домов.

Да мало ли что еще можно придумать! Важно помогать малышу освоиться и чувствовать себя уверенно.

В гимнастических комплексах ребенок отрабатывает те движения, тренирует те группы мышц, которые нужны ему более всего на том или ином возрастном этапе. С учетом этих потребностей и составляют гимнастические комплексы.

Проводя занятия с ребенком, не забывайте о том, что дети раннего возраста, несмотря на их подвижность, активность, огромную энергию, быстро устают от однообразных движений. Поэтому не следует повторять упражнения многократно, добиваясь правильного выполнения какого-либо движения. Лучше не спешить, чтобы не отбивать у ребенка желания заниматься.

Следует учитывать и то обстоятельство, что движения, осваиваемые с помощью гимнастических комплексов, пока трудны для маленького ребенка, к тому же и внимание у него развито еще недостаточно и он быстро утомляется.

К выполнению сложных упражнений, как обычно, переходят постепенно, начинают с более простых. При первых же признаках усталости занятие прекращают.

Когда ребенку исполнится 2 года, с ним можно заниматься утренней гимнастикой. Если вы будете выполнять упражнения вместе с малышом, занятия для него приобретут особую прелесть.

Для маленьких детей утренняя гимнастика – средство, тонизирующее все органы и системы. Она помогает ребенку хорошо переносить дневную нагрузку.

В утреннюю гимнастику можно включать такие упражнения:

  1. ходьба по комнате в течение 1 минуты;
  2. потягивание с прогибанием туловища – 3–4 раза;
  3. приседание – 3–4 раза;
  4. наклоны туловища влево и вправо – по 2–3 раза;
  5. бег по комнате – 12–15 секунд;
  6. спокойная ходьба в течение 1 минуты.

Следите за осанкой ребенка. Осанка, или привычная поза, зависит не только от взаимного расположения отдельных частей тела, но и от положения позвоночного столба и развития мышц, которые удерживают его.

По мере роста ребенка, приобретения им умения удерживать голову, сидеть и стоять образуются три изгиба позвоночника: в шейном отделе (направленный выпуклостью вперед), в грудном (обращенный назад), в поясничном (с выпуклостью вперед).

Это нормальные, или физиологические, кривизны позвоночника, которые обеспечивают правильное положение внутренних органов, предохраняют их от толчков и сотрясений, поскольку такие изгибы позвоночника позволяют ему пружинить и удерживать тело в состоянии равновесия.

Постепенно наряду с физиологическими кривизнами у ребенка возникает и привычное положение головы, плеч, лопаток, грудной клетки, живота, то есть формируется осанка.

Двух– и трехлетний ребенок с правильной осанкой голову держит прямо, плечи у него расположены на одном уровне и немного развернуты, грудь немного выдается вперед, живот подтянут, ноги в коленных суставах прямые.

У детей раннего возраста нарушения осанки выражены нерезко, но для них характерны: увеличение шейных и грудных изгибов позвоночника; слегка опущенная голова; опущенные и несколько сведенные вперед плечи; запавшая грудная клетка; лопатки, отстающие от спины; отвисающий живот; ноги, согнутые в коленях. Такая осанка производит впечатление неряшливости. Она является основой для развития стойких деформаций позвоночника.

Для формирования правильной осанки с детьми в возрасте от года до трех нужно выполнять упражнения с мячом, обручем, палкой, веревкой, мешочком, булавой, на ящике, горке, скамейке. Эти упражнения гармонично развивают мускулатуру.

Огромную пользу детям этого возраста приносят занятия на домашнем спортивном комплексе. Занятия эти необычайно увлекательны, развивают ловкость и сообразительность детей, укрепляют мышцы.

Условия для физкультурных занятий те же: хорошо проветренная комната, тихая ритмичная музыка, отсутствие отвлекающих внимание ребенка предметов и звуков. Температуру воздуха можно несколько снизить – до 20°C. В теплое время года занятия лучше проводить на открытом воздухе. Ребенок должен быть одет на занятиях так, чтобы он мог легко и свободно двигаться, не перегреваясь.

Детишки в раннем возрасте с удовольствием занимаются и некоторыми спортивными упражнениями. В 1,5–2 года ребенку можно купить трехколесный велосипед с педалями на переднем колесе (без цепной передачи). Он должен быть легким, иначе малышу с ним не справиться. Ребенок, даже научившись ездить на нем, поначалу долго кататься не сможет – непрерывные поездки будут занимать 10–15 минут.

Катание на велосипеде приносит большую пользу малышу: мышцы его ног становятся крепкими, тренируются сердечно-сосудистая и дыхательная системы, увеличивается выносливость.

Зимой малыши с удовольствием катаются на санках с небольших пологих горок или по ровным дорожкам. Поскольку это занятие детям очень нравится, они скоро начинают справляться с санками самостоятельно: поднимают их на горку и скатываются с нее. Это упражнение укрепляет дыхание и сердечно-сосудистую систему. Малыш приобретает уверенность в себе, становится смелым.

Двух– и трехлетнего малыша можно учить ходить на лыжах. Поначалу могут пригодиться короткие и легкие пластмассовые лыжи, на которых ходят без палок. Затем ребенка ставят на настоящие маленькие лыжи, а несколько позже учат обращаться с палками.

Во время занятий зимой на улице за ребенком нужно внимательно следить. Если вы заметили, что малыш вспотел, сразу же уведите его домой и переоденьте в сухую одежду. Иначе разгоряченный и потный ребенок, когда он устанет и будет меньше двигаться, переохладится и простудится. Но постепенно одевайте малыша все легче.

Подбирайте одежду таким образом, чтобы ему при активном движении не было жарко.

Закаливание ребёнка 1-3 лет

Закаливание воздухом проводится во время утренней и лечебной гимнастики, когда малыш занимается без верхней одежды или в одних трусиках. Пользуются и таким приемом: одну из комнат проветривают, чтобы температура в ней была 17–18°C. Ребенок вбегает в нее и возвращается в теплую комнату, и так несколько раз.

Полезно, чтобы малыш играл дома в одних колготках или только в рубашке.

Разрешайте ему бегать по квартире босиком. Летом же на даче или в деревне пусть ваш ребенок не обувается или почти не пользуется обувью. Ходьба по земле и траве босиком не только приятна – она является прекрасным средством закаливания и эффективным способом профилактики плоскостопия.

В начале 2-го года жизни к уже известным водным процедурам можно добавить ванны для рук. Малыши обычно охотно играют в воде и с водой. Ребенку можно предложить попускать кораблик в тазу или искупать куклу. Первоначальная температура воды 28°C, постепенно ее снижают до 20°C. После процедуры руки ребенку вытирают насухо.

С полутора лет можно приступить к обливанию ног или ножным ваннам, эти процедуры проводят после дневного или ночного сна. Ноги у ребенка перед ванной должны быть теплыми. Исходная температура воды летом 33–35°C, зимой – 35–36°C. Ее снижают на 1°C через 4–5 дней и доводят до 22–24°C. Продолжительность ванны от 1 до 3 минут.

В этом же возрасте ребенок может принимать душ. Но это сильно возбуждающая процедура, и ее не стоит проводить детям с неустойчивой нервной системой. Таким малышам лучше продолжать влажные обтирания или обливания. Температура воды при душе и обливании первоначально 35°C летом и 36–37°C зимой. Постепенно ее снижают до 25°C и 28°C соответственно.

Если ваш малыш хорошо переносит душ, можно использовать более сложную смену температур. Например, поставив ребенка под теплый душ на 3–5 секунд, снизить температуру воды до комнатной, а затем снова поднять ее. Постепенно разность температур увеличивают, а их смену доводят до 4–5 раз.

С 2 лет ребенок может купаться в водоеме. Это наиболее сильное из закаливающих средств. На малыша одновременно действуют большая масса воды, солнечная радиация, воздух. Начинают купание с кратковременных погружений, затем продолжительность его увеличивают до 2–3 минут. Рекомендуется, чтобы ребенок 2–3 лет купался не более 1 раза в день при температуре воздуха 25–26°C и температуре воды 23°C.

Когда ребенок впервые встречается с большой массой воды, он может испугаться. В таком случае не нужно заставлять его заходить в воду. Лучше постарайтесь преодолеть его страх во время игры. Побегайте с ним по морскому песку, поиграйте в «догонялки» с волнами, пособирайте камушки, ракушки, которые приносят волны.

Малыш должен успокоиться и привыкнуть к обилию воды. И лишь понемногу вместе с вами он начнет заходить в воду, сначала по щиколотку, затем глубже. Обратите его внимание на то, что камушки под водой ярче, красивее, а песчинки «бегают». Пусть он поиграет в мелкой воде у берега.

Как и при других закаливающих процедурах, при первых же признаках переохлаждения купание прекращают, ребенка досуха вытирают махровым полотенцем и отводят в тень.

Дети от года до трех уже могут играть под прямыми лучами солнца. Но будьте осторожны. Следите за ребенком, особенно в начале лета, пока его кожа не привыкла к солнечным лучам.

Если вы находитесь на пляже, где поток солнечного излучения очень интенсивен, ребенку лучше играть в тени. Даже и в этом случае у белокожего малыша может случиться ожог. Поэтому ребенка в первое время нужно периодически одевать. На голове у него должна быть легкая белая панама.

Если он покраснел, стал потным, у него появилась одышка, дайте ему попить, оботрите его влажной тканью, умойте, уведите в прохладное место.

Источник: Оздоровление ребенка 1-3 лет

ГБДОУ детский сад 3 Московского района СПб