Воспитатели

Что нужно знать о раскрашивании

С уважением, воспитатель группы «Кораблик»  Гашкова Ирина Петровна

Сегодня мы поговорим о книжках-раскрасках. И не только о книжках! Сейчас в интернете можно найти много картинок для раскрашивания. Главное — подобрать для своего ребенка именно то, что ему подходит. Вот некоторые правила, которые следует соблюдать при выборе:

1. Картинка должна соответствовать возрасту ребенка:
-для малышей детали должны быть крупными, а для старших дошкольников в картинках должна присутствовать более подробная прорисовка изображения с множеством мелких деталей
-для младших дошкольников (3-4 года) формат листа для раскраски  А5 (половина альбомного листа). Так малышу будет проще удерживать внимание, и будет проще добиться законченной картинки.
2.Раскраска должна быть интересна ребенку, соответствовать его знаниям, увлечениям и навыкам.

Итак, Вы принесли книжку – раскраску домой. Полистайте ее с ребенком, обсудите, что он хочет раскрасить в первую очередь, какими цветами. Не спешите отдать сразу всю книжку в работу. Возможно, следует копировать рисунки (на случай, если не получится у ребенка раскрасить с первого раза). А лучше всего разобрать книжку на отдельные страницы. Объясните ребенку, что необходимо закончить одну картинку и только потом перейти к следующей раскраске.

Вот Вы выбрали картинку… Давайте теперь обсудим, чем можно раскрашивать.

1.Не давайте для раскрашивания ребенку фломастеры. Зачастую, бумага под ними промокает и начинает просвечивать с обратной стороны. Значит, изображение на обороте будет испорчено. К тому же фломастер не выполняет главной задачи раскрашивания – постановка руки ребенка к письму.
2.Краски, в большинстве случаев, тоже не подойдут для раскрашивания. Так как бумага в альбомах – раскрасках не предусмотрена для воды.
3.Карандаши – самый лучший инструмент для раскрашивания. Но, обратите внимание, что они должны быть мягкие и хорошо заточенные. У ребенка должен быть большой выбор цветов и оттенков. Не скупитесь! Покупайте большие наборы цветных карандашей
4.Восковые мелки тоже нравятся детям за их яркость и мягкость. Но помните, они часто ломаются, и ребенок держит руку не всегда правильно. А нам надо подготовить руку малыша к школьному письму.

Теперь можно приступать непосредственно к раскрашиванию. Как научить ребенка правильно раскрашивать картинку? Обеспечить правильный хват, нажим. Избежать неаккуратностей в работе…

Что может быть лучше собственного примера? Покажите своему малышу правила штриховки:
-соблюдать одно направление движения карандаша
-не выходить за линию изображения
-работать разными цветами

Помните,  раскрашивание – серьезная  и кропотливая работа! Рука ребенка не сразу будет готова к ней. Делайте передышку во время работы, пальчиковую гимнастику. Разгружайте мышцы. Приучите ребенка всегда заканчивать начатую работу. Особенно удачные картинки можно снова собрать в красочный альбом или оформить в рамочку для домашней выставки.

Желаю Вам успеха!

О роли семьи в гендерном воспитании ребенка дошкольного возраста.

С уважением, воспитатель группы «Улиточка»  Алемасова Анна Юрьевна

  Гендерная  идентичность – переживание человеком себя как представителя определенного пола. Становление гендерной идентичности — одно из направлений социализации человека, в процессе которой усвоенные гендерные роли с возрастом становятся все более сложными и устойчивыми. Первичная гендерная социализация ребенка начинается с момента рождения под влиянием социальных механизмов, а далее проходит через определенные этапы.

Известно, что в раннем возрасте ребенок начинает понимать, что он либо девочка, либо мальчик и обозначает себя соответствующим образом. В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Детям становится понятно, что мальчики становятся мужчинами, а девочки женщинами и это принадлежность к полу не изменится от ситуаций или личных желаний ребенка. Как показали проведенные исследования, все дети данного возраста знают свою половую принадлежность. Дети 4-5 лет имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют её по ряду признаков («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая причёска»); проявляют стремление к взрослению в соответствии с адекватной гендерной ролью: мальчик — сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка — дочь, внучка, сестра, мать, женщина. К 5 годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространённых мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах.

В условиях традиционного семейного воспитания универсальными ключевыми фигурами воспитания детей с учетом их гендерных особенностей выступают родители. Большинство ученых соглашаются с тем, что мальчики и девочки в процессе воспитания подвергаются разному обращению. С раннего детства у детей в зависимости от пола формируются и закрепляются качества личности, соответствующие нормативным представлениям о маскулинности-фемининности.  У мальчиков — это активность, настойчивость, сообразительность, уверенность в себе, у девочек — уступчивость, пассивность, зависимость. Это же касается и полоролевого поведения детей. Девочкам обычно не дают играть солдатиками, пистолетами, мальчикам — куклами, детской посудой. Игрушки для девочек чаще связаны с миром дома, с выполнением стереотипных действий; мальчикам чаще покупают игры, стимулирующие фантазию, сообразительность, поисковую активность.

Главным фактором для успешного протекания гендерной социализации является наличие людей, служащих моделью поведения определенного пола и источником информации о половой роли. Мальчики при этом оказываются в менее благоприятной ситуации, чем девочки, потому что в раннем детстве мать обычно проводит с ребенком гораздо больше времени, а отца он видит реже и не в таких значимых ситуациях. Существует устойчивое мнение, что в первые годы жизни дети, независимо от пола, отождествляют себя с матерью и демонстрируют привязанность к ней. В дальнейшем, именно мальчику предстоит решить более трудную задачу: изменить первичную женскую идентификацию на мужскую, опираясь на культурные стандарты маскулинности и образцы поведения значимых взрослых мужчин.

Формирование гармоничного для пола поведения требует одновременного восприятия ребенком обеих ролей: мужской у отца и женской у матери. Полоролевая идентификация происходит не только через копирование аналогичной роли взрослого, но и путем противопоставления, через противоположную роль родителя другого пола. Дошкольники активно включены в процесс первичной гендерной социализации, осуществляемой в первую очередь семьей. Семья закладывает основы для формирования гендерных представлений и предпочтений, хотя в общем полной осознанности и критичного отношения к получаемой информации у ребенка еще нет. Общеизвестно, что присущая ребенку-дошкольнику способность к подражанию позволяет ему рано выбрать среди окружающих его взрослых определенный образец поведения. Сначала он имитирует некоторые внешние признаки поведения того человека, которого выбирает в качестве образца для подражания, затем происходит более глубокое «приравнивание» себя к личности человека-образца. При этом ребенок заимствует не только образцы некоторых действий и внешние отличительные признаки, но и такие сложные качества личности, как доброта, мягкость, отзывчивость или решительность, мужественность, стойкость. Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка — женственности матери, и делают они это без каких-либо особых наставлений. Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся вести себя с людьми противоположного пола.

Таким образом, для ребенка дошкольного возраста большую роль в процессе социализации играет, прежде всего, семья. Происходит идентификация со взрослым и имитация его поведения, правда, пока что только внешняя, без рефлексии и полного осознания особенностей собственной гендерности. Соответствующее внушение со стороны взрослых, поощрение поведения, соответствующего полу ребенка и порицание несоответствующего, обучение стандартам своего пола способствует первичному усвоению детьми гендерных норм и ценностей, закрепленных в культурных традициях.

В наши дни родительская семья по-прежнему остается важнейшим институтом социализации дошкольников, ей принадлежит ведущая роль в личностном развитии детей дошкольного возраста. Но при этом на процесс социализации сказывается как развитие системы общественного дошкольного воспитания, так и изменение структуры и функций самой семьи (ослабление традиционной роли отца, занятость женщин, сокращение количества детей в семье, преобладание нуклеарных семей и т.д.), а также нередкое желание родителей переложить ответственность за развитие личности собственного ребенка на плечи учреждений дошкольного воспитания.

Уважаемые родители, пусть наши женщины будут образцом хозяйки, любящей и любимой жены, заботливой матери, а мужчины –символом мужественности, трудолюбия, мудрости и надежности.

Театральные игры с детьми дошкольного возраста

С уважением, воспитатель группы «Сказка»  Киселева Ольга Владимировна

Организуя театральные игры с детьми дошкольного возраста, мы часто наблюдаем случаи отказа детей от участия в этом виде деятельности. Если же детей спросишь, почему они не принимают участие в общей игре, они мотивируют свой отказ тем, что им это не интересно. Однако опыт работы показывает, что в  игре хотят участвовать все дети, но некоторые из них в силу своих психологических особенностей бояться принять участие в групповой деятельности.

Таким образом, возникает вопрос?

— как привлечь детей  к театральным играм?

— как помочь им преодолеть неуверенность в себе?

Важным является то, что — надо вовремя помочь ребенку справиться с возникшими проблемами.

В этой ситуации на помощь ребенку могут придти куклы и театрализованные игры, так как они никого не могут оставить равнодушными. Хотелось бы познакомить со специальным методом, который можно использовать в работе с неуверенными детьми. Это метод куклотерапия. Он  основан на процессах идентификации ребенка со смелым героем мультика или сказки. Если у ребенка есть любимый персонаж, то можно этим воспользоваться и рассказать ему «в лицах», как этот персонаж попадает в страшную историю  и справляется с ней. Ребенок идентифицируется в процессе прослушивания сказки или просмотра мультика с героем, которому симпатизирует.

Необходимо добиться того, чтобы сказка захватила ребенка, и он сочувствовал бы основному герою (идентифицировался с ним). По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка должно возрастать (для этого сюжет надо построить по «нарастающей», с разрешением проблемы в конце, а достигнув максимума, смениться бурными поведенческими эмоциональными реакциями (плачем, смехом.) и снятием напряжения. После завершения «спектакля» ребенок почувствует облегчение и, скорее всего, освободиться от страха и неуверенности в себе. Таким образом, главная задача здесь стоит в усилении напряжения, которое постоянно испытывает ребенок, до такой степени, чтобы оно могло перейти в новую фразу – расслабление. Важно, чтобы в рассказе было начало, кульминация (когда главному герою что-либо угрожает) и развязка (герой побеждает).

Выдающийся русский психолог Л. С. Выготский писал: «Не следует забывать — основной закон творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что дети создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».

Большое значение для ребенка имеет театральная деятельность «Игра в сказку». Ценность театральной деятельности в том, что она помогает детям зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого не возможно полноценное восприятие художественной литературы. Драматизация служит для ребенка средством проявления артистических способностей, развития речи, морального опыта. Игра в театр очень близка ребенку, стремящемуся все свои переживания и впечатления выразить в действии.

Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших детей интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями, радостью творчества. Стремимся к тому, что навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.

Особенности среднего возраста.

С уважением, воспитатель группы «Паровозик» Покровская Ирина Владимировна.

Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки, вы с вашим малышом поднялись еще на одну ступенечку в важном деле взросления — перешли в среднюю
группу. Что же ждет нас в этом году, чем порадуют нас наши дети, и как мы можем помочь им в сложный (это как обычно – еще ни один период жизни ребенка не был
признан взрослыми легким и безоблачным) и очень интересный этап.

Итак, ребенку исполнилось 4 года. Он увереннее двигается, говорит, все больше стремится к самостоятельности. Он действительно многое может и
умеет. Но самое главное, он считает, что может уже все на свете, что он самый умный, сильный и вообще почти «всемогущ»! А, чтобы убедить в этом всех окружающих,
приписывает себе те качества, которыми совсем не обладает. А все потому, что 4-5 лет—это возраст развития воображения, возраст «фантазий». В этом возрасте
можно услышать много «интересных» историй и о нем самом, и об окружающих его людях, и о невероятных событиях, в которых он участвовал. От нас с вами (взрослых
и разумных) требуется только одно – понимание того, что это не ложь, а выдумка. А разница между ними проста, но очень существенна. Ложь всегда корыстна, она
всегда направлена на получение какой-то личной выгоды. А выдумка не приносит ребенку никакой внешней ощутимой пользы, но важна для решения его личных
внутренних запросов.

Такой расцвет фантазий связан с еще одной особенностью возраста 4-5 лет – способностью ребенка выходить в познании окружающего мира за рамки
того, с чем ребенок уже сталкивался лично, за пределы его личного опыта. А потому так важно – чем мы, взрослые, начнем заполнять открывшиеся «горизонты». И тут
не может быть ничего лучше, чем книга. Читайте детям, рассказывайте свои истории, сочиняйте вместе сказки. Это не только «наполнит» ребенка новыми знаниями, но
и разовьет его эмоционально, психически, так как непременно вы вместе будете сопереживать – радоваться, бояться, сердиться, грустить. И будьте готовы отвечать
на бесчисленные вопросы: « Почему? Зачем? А что, если? Для чего?» Не надо «отмахиваться» от этих вопросов односложными ответами. На свой вопрос «почему?» ребенок
рассчитывает услышать действительно «почему так, а не иначе», ведь он начинает понимать не только смысл новых вещей и явлений, но хочет знать — что хорошо, что
плохо, что такое счастье, любовь (ведь его все так любят!).

Ближе к 5 годам у ребенка уже в достаточной мере сформировано эстетическое восприятие – он прекрасно видит «красиво – не красиво». И поэтому
к данному возрасту он из былого «всемогущего» может превратиться в сомневающегося и не уверенного в своих силах, потому что очень хорошо осознает, что
получилось-то «не красиво». Ему уже не достаточно самого процесса:» Я могу! У меня получается!», теперь не менее важен результат его трудов.

Неудачи обескураживают ребенка и могут сформировать неуверенность в себе, и тогда он предпочтет безопасное «ничего не буду делать, лишь бы не
ошибиться и не сделать неправильно». Поэтому для ребенка так важны наше бережное участие и принятие любых результатов его маленьких «трудов». Хвалите его
старание, стремление сделать лучше (только не льстите), верьте в него — и он поверит в себя!

Самое большое желание у всех нас, чтобы наши дети выросли добрыми, отзывчивыми, правдивыми людьми. И только от нас с вами зависит, как у
ребенка будут сформированы эти качества, как он будет общаться с миром, как будет познавать его, и будет ли у него вообще интерес к этому познанию.

Желаю всем нам терпения и понимания, что ребенок имеет право быть таким какой он есть (со всеми его особенностями и «непохожестями» на других),
а не таким, каким мы хотим его видеть.

Веселая прогулка или подвижная игра сегодня

С уважением, воспитатель группы «Ромашка» Кулагина Ирина Юрьевна

Все знают о значении подвижной игры в жизни ребенка, в его развитии. В наше время роль подвижной игры возрастает во много раз в связи с тем, что современные дети ведут малоподвижный и малообщительный образ жизни. Подвижная игра, это не только развитие движений, укрепление и оздоровление организма, но и средство общения, приобретение коммуникативных и социальных навыков. Игра имеет воспитательный эффект для ребенка: она воспитывает силу воли, стремление к победе, формирует умение уступать друг другу, договариваться, в игре ребенок приобретает важный опыт проигрыша и неуспеха, учится преодолевать разочарование и добиваться лучших результатов. В работе нашего детского сада мы серьезно и вдумчиво подходим к организации и планированию проведения подвижных игр. В рабочем плане педагога есть особый раздел, где педагоги подбирают игры по темам, задачам двигательного развития, объему и нагрузки, по возрасту и сезону, планируют спортивные соревнования и  досуги, дни здоровья. Дети играют в подвижные игры в группах в рамках занятий, на физкультуре, на музыкальных занятиях, на зарядке и, конечно, на прогулках. Мы продолжаем искать новые формы организации и активизации подвижной игры с детьми.

С этого года раз в месяц у нас проходит “Веселые прогулки”, когда в один день группы собираются вместе и вместе играют. проводят в отличии от других дней, одну-две подвижные игры и эстафеты. Для детей выносят дополнительный игровой и спортивный инвентарь и оборудование, приходит сказочный или мультяшный герой, например зимой — это Снеговик, который веселит ребят и играет с ними в новые, не знакомые игры, катается с ними на горке. В младших и средних группах это может быть кукла би-ба-бо (мишки, зайчика, котенка).

На площадке играет веселая музыка. Эта прогулка вызывает у детей много радости, поднимает настроение, что и является главной целью таких прогулок — вызвать у детей чувства удовлетворения от движения, общения, положительных эмоций. По методике проведения прогулки подвижные игры проводят в конце прогулки, но я играю с детьми сразу после наблюдения за  природой и погодой. Это организует детей, сплачивает их коллектив, сохраняет добрые отношения и хорошее настроение на оставшееся время прогулки.

На территории нашего детского сада есть хороший, небольшой стадион со специальным покрытием, где я и провожу игры со своей группой. У нас в группе запланированы две-три игры в месяц, чтобы выучить слова сопровождающего текста, закрепить правила игры и выучить считалки. В этом, конечно, нам помогает веселый, народныйзажигательный фольклор. Речевое сопровождение игр помогает развить память детей, учит их подчиняться правилам, знакомит с народными традициями.

Наблюдая за своими малышами, я замечаю, что они с удовольствием идут играть, просят поиграть в наиболее полюбившиеся им игры, а иногда сами организуют и проводят игры.

В своей работе я использую такие игры, как «Мыши и кот», «Мышеловка», «Зайка беленький», «Баба снежная стоит», а весной и осенью, «Золотые ворота»,  «У медведя во бору» и другие. Еще я заметила, как детям нравится совместные игры с воспитателем, когда он включается в игру наравне с ними, например, в снежки. Я сама с удовольствием включаюсь в такие игры, вожу вместе хороводы, беру на себя роль водящего, но чаще по считалке мы выбираем детей на эту роль.
Я уверена, что подвижная игра занимает важное место в жизни и развитии ребенка, что роль ее не уменьшается, а возрастает с каждым годом, что воспитатель – это тот человек, который передаст искусство и культуру дворовой подвижной игры ребенку, сохранит ее для бедующих поколений.

Играйте вместе с детьми, это сближает коллектив детей, доставляет им радость, делает их здоровыми и счастливыми…

ГБДОУ детский сад 3 Московского района СПб