Улиточка

Группа «Улиточка»

(Средняя)

Группа для детей от 4 до 5 лет

Объявления

 


Алемасова Анна Юрьевна
(Высшее психологическое образование,
высшая квалификационная категория)

Окатьева Елена Ивановна
(Высшее образование,
первая квалификационная категория)

Карапетян Марине Манвеловна
(Младший воспитатель)

Программу младшей группы на год, Вы можете посмотреть здесь

Жизнь группы:

Читаем книжку
Спим в тихий час

Реклама группы:

Столовая Спальня Туалет

 

О роли семьи в гендерном воспитании ребенка дошкольного возраста.

С уважением, воспитатель группы «Улиточка»  Алемасова Анна Юрьевна

  Гендерная  идентичность – переживание человеком себя как представителя определенного пола. Становление гендерной идентичности — одно из направлений социализации человека, в процессе которой усвоенные гендерные роли с возрастом становятся все более сложными и устойчивыми. Первичная гендерная социализация ребенка начинается с момента рождения под влиянием социальных механизмов, а далее проходит через определенные этапы.

Известно, что в раннем возрасте ребенок начинает понимать, что он либо девочка, либо мальчик и обозначает себя соответствующим образом. В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Детям становится понятно, что мальчики становятся мужчинами, а девочки женщинами и это принадлежность к полу не изменится от ситуаций или личных желаний ребенка. Как показали проведенные исследования, все дети данного возраста знают свою половую принадлежность. Дети 4-5 лет имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют её по ряду признаков («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая причёска»); проявляют стремление к взрослению в соответствии с адекватной гендерной ролью: мальчик — сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка — дочь, внучка, сестра, мать, женщина. К 5 годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространённых мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах.

В условиях традиционного семейного воспитания универсальными ключевыми фигурами воспитания детей с учетом их гендерных особенностей выступают родители. Большинство ученых соглашаются с тем, что мальчики и девочки в процессе воспитания подвергаются разному обращению. С раннего детства у детей в зависимости от пола формируются и закрепляются качества личности, соответствующие нормативным представлениям о маскулинности-фемининности.  У мальчиков — это активность, настойчивость, сообразительность, уверенность в себе, у девочек — уступчивость, пассивность, зависимость. Это же касается и полоролевого поведения детей. Девочкам обычно не дают играть солдатиками, пистолетами, мальчикам — куклами, детской посудой. Игрушки для девочек чаще связаны с миром дома, с выполнением стереотипных действий; мальчикам чаще покупают игры, стимулирующие фантазию, сообразительность, поисковую активность.

Главным фактором для успешного протекания гендерной социализации является наличие людей, служащих моделью поведения определенного пола и источником информации о половой роли. Мальчики при этом оказываются в менее благоприятной ситуации, чем девочки, потому что в раннем детстве мать обычно проводит с ребенком гораздо больше времени, а отца он видит реже и не в таких значимых ситуациях. Существует устойчивое мнение, что в первые годы жизни дети, независимо от пола, отождествляют себя с матерью и демонстрируют привязанность к ней. В дальнейшем, именно мальчику предстоит решить более трудную задачу: изменить первичную женскую идентификацию на мужскую, опираясь на культурные стандарты маскулинности и образцы поведения значимых взрослых мужчин.

Формирование гармоничного для пола поведения требует одновременного восприятия ребенком обеих ролей: мужской у отца и женской у матери. Полоролевая идентификация происходит не только через копирование аналогичной роли взрослого, но и путем противопоставления, через противоположную роль родителя другого пола. Дошкольники активно включены в процесс первичной гендерной социализации, осуществляемой в первую очередь семьей. Семья закладывает основы для формирования гендерных представлений и предпочтений, хотя в общем полной осознанности и критичного отношения к получаемой информации у ребенка еще нет. Общеизвестно, что присущая ребенку-дошкольнику способность к подражанию позволяет ему рано выбрать среди окружающих его взрослых определенный образец поведения. Сначала он имитирует некоторые внешние признаки поведения того человека, которого выбирает в качестве образца для подражания, затем происходит более глубокое «приравнивание» себя к личности человека-образца. При этом ребенок заимствует не только образцы некоторых действий и внешние отличительные признаки, но и такие сложные качества личности, как доброта, мягкость, отзывчивость или решительность, мужественность, стойкость. Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка — женственности матери, и делают они это без каких-либо особых наставлений. Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся вести себя с людьми противоположного пола.

Таким образом, для ребенка дошкольного возраста большую роль в процессе социализации играет, прежде всего, семья. Происходит идентификация со взрослым и имитация его поведения, правда, пока что только внешняя, без рефлексии и полного осознания особенностей собственной гендерности. Соответствующее внушение со стороны взрослых, поощрение поведения, соответствующего полу ребенка и порицание несоответствующего, обучение стандартам своего пола способствует первичному усвоению детьми гендерных норм и ценностей, закрепленных в культурных традициях.

В наши дни родительская семья по-прежнему остается важнейшим институтом социализации дошкольников, ей принадлежит ведущая роль в личностном развитии детей дошкольного возраста. Но при этом на процесс социализации сказывается как развитие системы общественного дошкольного воспитания, так и изменение структуры и функций самой семьи (ослабление традиционной роли отца, занятость женщин, сокращение количества детей в семье, преобладание нуклеарных семей и т.д.), а также нередкое желание родителей переложить ответственность за развитие личности собственного ребенка на плечи учреждений дошкольного воспитания.

Уважаемые родители, пусть наши женщины будут образцом хозяйки, любящей и любимой жены, заботливой матери, а мужчины –символом мужественности, трудолюбия, мудрости и надежности.

Семейное чтение.

Воспитатель группы «Кораблик» Григорьева С. Н.

« Чтение –  это  окошко, через которое дети
Видят и познают мир и самих себя»

 В. Сухомлинский

Значение книги в жизни ребёнка огромно. Но в наш век компьютеров и высоких технологий у детей теряется интерес к книге. Из-за этого и замедляются процессы интеллектуальной деятельности: ребёнок не умеет слушать , плохо воспринимает услышанное, быстро забывает прочитанное и не может пересказать.

Давайте поможем нашим детям и научим их любить книгу. А для этого нам надо как можно чаще им читать. Ведь раскрывая, книгу мы как — бы открываем малышам удивительный и увлекательный мир. Помните, что книга заставляет малыша размышлять и  запоминать много новых слов. А также она пробуждает фантазию и воображение, воспитывает, поучает и развлекает. А самое главное, читая ребёнку книгу и рассматривая вместе иллюстрации, вы ещё раз можете насладиться временем, проведённым вместе с  малышом. Ведь у нас всегда его так не хватает. И те несколько минут потраченные на семейное чтение принесут вам и вашему малышу удовольствие от общения друг с другом.

Но чтобы привить ребёнку любовь  к книге, родители сами должны быть читателями. И только ваш личный пример поможет малышу быстрее полюбить книгу. Если в семье принято читать, то скорей всего и у ребёнка разовьётся вкус к чтению.

Вот несколько рекомендаций с чего надо начинать.  

1.Начинайте читать ребёнку уже с первых лет жизни.
2.Понаблюдайте за ребёнком и определите круг его интересов.
3.Следите — чтобы книга соответствовала возрасту вашего ребёнка.
4.Подбирайте для начала книги с красочными иллюстрациями, крупным шрифтом и сюжетом за которым интересно следить.
5.Обязательно прочитайте книгу сами, прежде чем читать детям.
6.Читайте с выражением, не торопясь.
7.Обязательно обсудите с ребёнком прочитанное произведение.
8.Всегда внимательно и до конца выслушивайте своего малыша
9.Следите, чтобы ваше чтение было систематическим.
10.После прочтения книги можно предложить нарисовать иллюстрации к ней.
11.Запишитесь в библиотеку.
12.Воспитывайте бережное отношение к книге.

Чем больше взрослые читают детям, разговаривают со своими детьми, тем богаче будет словарный запас и конечно же ребёнок научится понимать и усваивать информацию.
Я надеюсь, что мои рекомендации помогут вам вырастить всесторонне развитых и читающих детей.

ГБДОУ детский сад 3 Московского района СПб