Паровозик

 

Группа «Паровозик»

(Младшая)

Группа для детей от 3 до 4 лет

Объявления

Воспитатели:


Покровская Ирина Владимировна
(Высшее образование,
Высшая квалификационная категория)

Симония Тамара Александровна
(среднее  специальное образование)

Людмила Николаевна
(Младший воспитатель)

Программу средней группы на год, Вы можете посмотреть здесь

Жизнь группы:

Осенняя прогулка

Реклама группы:

Столовая Спальня Раздевалка

Адаптация к детскому саду

Воспитатель группы «Паровозик»
Покровская Ирина Владимировна


Уважаемые родители! Все мы хотим, чтобы нашим детям было хорошо, комфортно, радостно в детском саду. И поэтому так важно, как будет пройден очень сложный и, наверное, самый значимый период – адаптация к детскому саду.  Ведь это — самый первый социальный опыт ребенка. Давайте поговорим о том, как помочь ребенку в этом, и обсудим самые частные ошибки, которые совершают родители.

Ребенка можно считать адаптированным к детскому саду, если:

➢ он усвоил правила поведения в садике;

➢ обладает необходимыми навыками самообслуживания (умеет мыть ручки, держит ложку и сам ест, сам одевается);

➢ овладел начальными коммуникационными навыками;

➢ ребенку психологически комфортно в детском саду.

Очень часто мы ошибочно считаем, что процесс адаптации успешно завершен, если выполнены первые условия. Ребенок послушен, самостоятелен, не агрессивен, не конфликтен, не плачет. И не придаем значения последнему условию – факту психологического дискомфорта.  Не обращаем внимания на то, что ребенок замкнут, подавлен, часто болеет, не включается в игры со сверстниками, испытывает состояние тревоги.

Хорошо, когда ребенок, придя в садик, умеет сам держать ложку, но более важно – если он умеет справляться с внутренней тревогой.  По наблюдениям психологов (А. Быкова) самыми типичными ошибками родителей в период адаптации являются:

  1. Недооценивание важности периода адаптации, резкое погружение ребенка в среду детского сада. Мама стремится оставить ребенка сразу на целый день и выйти на работу. В это время предпочтительно находиться в пределах «быстрого реагирования» и иметь возможность сразу же забрать ребенка по срочному вызову. Ведь реакция ребенка на новый опыт непредсказуема – это может быть непрекращающийся плач, а может быть полдня увлекательной игры и удивленный вопрос маме: «Ты зачем так рано пришла?»  Это две полярные реакции со множеством вариантов между ними.
  2. Нарушение принципа систематичности, последовательности (сегодня пойдем в садик – завтра не пойдем, потому что проспали, лень, маме не хочется, «он сегодня так плачет, что боюсь оставлять»). Ребенок сложнее привыкает при таком непостоянстве.
  3. Внезапное исчезновение при прощании, когда мама старается отвлечь ребенка и уйти незаметно, считая, что тем самым она избегает стресса расставания. Этим формируется недоверие к маме, к миру, страх, что мама может исчезнуть в любой момент даже дома. Лучше придумать ритуал прощания, который будет повторяться каждый день.
  4. Несоответствие питания. Некоторые родители длительное время кормят ребенка «баночным» детским питанием. У ребенка не формируется навык жевания и желание пробовать новую, сложную по составу и вкусу еду.
  5. Несоблюдение единства требований дома и в садике:

— дома мама кормит с ложки, а я сижу «откинувшись»! В садике приходится сидеть ровно и есть самому;

— ребенок не может усидеть на одном месте и сосредоточиться даже несколько минут без концентрации на мультфильме.  «Ох уж эти гаджеты!»

— ребенок, привыкший засыпать только при укачивании, не может заснуть в тихий час;

— ребенок, долгое время ходивший в памперсах, не может себя контролировать, а это дополнительный стресс.

  1. Несоответствие режима дня. Приучать ребенка к раннему подъему необходимо еще до поступления в д/сад.  Хорошо, если ребенок привыкнет просыпаться сам в нужное время – это поможет избежать дополнительного стресса и капризов, связанных с недосыпанием.
  2. Научить ребенка самому себя обслуживать – это хорошо, но не всегда возможно в силу возраста. Но чему надо научиться обязательно – это попросить о помощи и спокойно ее дождаться, ведь не всегда воспитатель может помочь сразу. «Но тебя услышали и обязательно помогут. Подожди, пожалуйста».
  3. Невнимание к социализации. Ребенка необходимо заранее готовить к общению с другими детьми и взрослыми. Он должен понимать, что мама и папа могут уйти по делам, но обязательно вернутся! До садика у ребенка обязательно должен быть опыт разлуки с мамой на несколько часов.
  4. Неправильный настрой ребенка на посещение д/сада. Детский сад – это не идилия и не наказание. Это — необходимость. Формированию неправильного настроя способствует высказывание взрослыми негатива, недовольства садиком в присутствии ребенка. Стоит избегать разговоров о слезах малыша в его присутствии. Но обязательно подчеркивать значимость для всех родных его нового статуса!
  5. Стремление развлечь ребенка в этот трудный период походами в цирк, зоопарк, кафе еще сильнее нагружает нервную систему ребенка. Лучше больше времени проводить в привычной домашней обстановке, играя и разговаривая с малышом.
  6. Наложение кризисов, когда начало посещения д/сада совпадает с изменениями состава семьи или переездом.  Отдавать старшего ребенка в садик желательно до появления в семье еще одного малыша, чтобы старший не воспринял это как изгнание, потому что новый малыш занял его место.
  7. Чрезмерная тревожность, озабоченность. Если мама с опаской ждет, что ребенок заболеет, он непременно заболеет, чтобы оправдать её надежды! Если мама прощается с ребенком с обеспокоенным выражением лица – ребенок считает, что мама оставляет его в очень небезопасном месте.  Если, придя за ним, тревожно осматривает в поисках ушибов и царапин – ребенок будет «коллекционировать» их, чтобы доставить радость маме! Если первый вопрос мамы при встрече: «Кто тебя сегодня обижал?» — то ребенок любое недоразумение будет воспринимать как обиду, а других детей в группе – как постоянную угрозу. Изменится внутреннее состояние мамы – уйдет тревога у ребенка.
  8. Незаинтересованность в адаптации взрослых, ухаживающих за ребенком. Чем дольше и болезненней адаптация ребенка к садику, тем нужнее будет няня, которая ухаживала за ним с полугодовалого возраста, привязалась к своему воспитаннику и очень ревностно относится к саду. Другой пример — бабушка, которая внутренне противится решению родителей отдать ребенка в сад и желает сама заботиться о внуке.
  9. Случается, что мама, не видящая себя вне заботы о ребенке, испытывает особое удовольствие от того, что ребенок не хочет идти в детский сад, тем самым транслируя ему на подсознательном уровне свою заинтересованность в таком поведении. Замечено, что дети работающих родителей адаптируются легче.
  10. Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на сад. Ребенок плачет, а родители испытывают чувство вины, только усугубляя ситуацию. Как бы страшно это не звучало, но плач при адаптации – это норма по мнению психологов.  И чем громче плач, тем быстрее он закончится. Ребенку нужно время и возможность «отгоревать», пережить потерю каких-то удовольствий домашней жизни.

Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки, очень надеемся, что советы психологов помогут вам взглянуть на процесс адаптации вашего ребенка к детскому саду и на себя в этом процессе под другим углом зрения. И вы будете помнить, что именно ваш настрой и ваше продуманное и последовательное поведение поможет вашему малышу быстрее и легче привыкнуть к садику.

 

 

ГБДОУ детский сад 3 Московского района СПб