Старший воспитатель ГБДОУ детский сад№3
Московского района СПБ, почетный работник общего образования
Новикова Юлия Евгеньевна
Зачем нужно проводить конкурсы в детском саду?
Статья адресована педагогическим и административным работникам детских садов Российской Федерации, которые творчески взаимодействуют с семьями своих воспитанников, находятся в поиске новых форм, заботятся о том, чтобы семья была активным партнером в таком важном деле как воспитание подрастающего поколения.
Согласно Федеральному Государственному Образовательного Стандарта Дошкольного Образования вопрос взаимодействия с семьей стал неотъемлемой частью не только педагогической деятельности, но и обязательной частью образовательной программы. В соответствии с Федеральной Образовательной Программой Дошкольного образования родитель является не просто участником образовательного процесса, он становится участником реализации образовательной программы детского сада, а это значит, что педагоги могут и должны не только вовлекать родителей в жизнь детского сада, но и переадресовывать часть образовательных и воспитательных задач семьям воспитанников. С новой ролью родителя возникают новые отношения между учреждением и семьей.
Для педагогического коллектива становится актуально найти новые формы и методы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, научиться новому общению педагога с родителем на основе доверия друг к другу и совместного воспитания каждого ребенка. Необходимо дать понять родителю, что его участие в педагогическом процессе детского сада – это не только права, но и обязанности. Родителю, также, как и воспитателю, приходится учиться быть сотрудником и партнером, учиться взаимодействовать, а самое главное, доверять друг другу.
Комплекс мероприятий и форм взаимодействий с семьями воспитанником можно смело назвать программой. Так в нашей основной образовательной программе в часть, формируемой участниками образовательных отношений, входит парциальная программа взаимодействия с семьями воспитанников «Воспитываем вместе». Значительной частью этой программы стала технология конкурсного движения «Одарённый ребенок».
Конкурсное движение давно стало доброй традицией нашего детского сада, но сейчас конкурсное движение – это не просто традиция — это часть нашей образовательной программы.
Конкурс – это не просто мероприятие в стенах детского сада, это продолжение и расширение образовательного процесса и пространства, где развитие получают все его участники: ребенок, родитель и педагог. Конкурс – это эффективный метод взаимодействия всех трех сторон образовательного процесса.
Участие ребенка в конкурсе помогает его социализации, формирует культуру участника конкурса, ребенок получает соревновательный опыт, учится эмоционально справляется с поражением и ставить новые задачи, стремиться совершенствоваться и объективно оценивать свои силы и возможности.
Родитель и ребенок учатся и приобретают опыт по взаимодействию друг с другом для достижения общей цели, реализуя общие задачи. Родитель учится быть терпеливым и вдумчивым, относиться к конкурсам серьезно, внимательно знакомясь с положениями, условиями и системой оценки конкурса.
Детский сад помогает подготовиться семье к успешному участию в конкурсе: консультирует родителей по созданию условий, подбирает мотивацию и для ребенка, и для родителя, поддерживают в подготовке. Поэтому, педагогам приходится учиться видеть семейные условия и возможности ребенка, понимать современного родителя и их трудности, быть терпимыми, и доброжелательными к любому родителю и оказывать посильную помощь в развитии детей дома.
Таким образом, через конкурсное движение в детском саду, через весь комплекс мероприятий, проводимых в рамках конкурсов, педагогический коллектив решает для себя важную задачу по воспитанию родителя, повышения его педагогических компетенций, созданию условий для решения задач по преемственности развития ребенка в семье и детском саду.
Необходимость расширения форм и направленности конкурсов в детском саду было продиктовано новыми задачами, поставленными перед нами, педагогами, в последние годы.
- Создание условий для персонифицированной модели развития и образования ребенка: родители вместе с ребенком самостоятельно решают, принимать участие в конкурсе или нет, принимая условия конкурса, семья расширяет образовательную программу своего ребенка, создают и поддерживают персональные условия его развития.
- Поддержка одаренного ребенка и инициативного родителя: детский сад создает дополнительные образовательные условия для детей, которые имеют повышенный интерес или способности в каком-либо виде детской деятельности, возможность реализовать инициативу родителя в подготовке и развитии своего ребенка.
- Создание условий для участия родителя в образовании своего ребенка и преемственности образовательных задачи между детским садом и семьей: именно при подготовке к участию в конкурсе родитель имеет целевые установки и методическую поддержку в развитии и образовании своего ребенка, может самостоятельно увидеть и оценить общие усилия и результаты совместной деятельности детского сада и семьи, приобщиться к педагогическому процессу.
- Открытость и сплоченность всех участников образовательного процесса в саду: конкурсы – это публичные мероприятия, совместная деятельность всех участников, конкурсы являются формой проведения диагностики результативности образовательной программы и деятельности.
Мы стараемся подобрать виды и темы конкурсов так, чтобы каждый ребенок и родитель мог найти конкурс интересный для себя.
Активность родителей в конкурсах иногда поражает нас. Мы не стремимся к массовости мероприятий, нам хочется, чтобы желающие и любящие родители проявили творчество и мастерство и показали на что способны их дети. Но часто нам не хватает места и времени, чтобы презентовать все работы или участие семей.
Трудно ли готовить, организовывать и проводить конкурсы?
В нашей коллекции сейчас около 10 различный конкурсов, фестивалей, соревнований, турниров:
выставки тематических поделок; фестивали художественной и репортажной фотографий, спортивные соревнования, конкурс юных кулинаров «Поваренок» для детей старшего возраста, пазл-турнир «Собирай-ка» для детей средних групп и математический турнир «Совенок», «шашечный турнир, конкурс-выставка детского рисунка «Рисуют дети», конкурсы вокалистов «Звонкий голосок» и конкурс чтецов «Учим стихи дома», интеллектуальная викторина в форме электронной игры «Своя игра»
Каждое мероприятие тщательно продумывается и готовится. Но в этом-то и заключается положительный эффект: новизна бодрит, заставляет и побуждает познавать новое, обновляет весь процесс, заставляет корректировать содержание программы, пополняет и меняет среду и окружающее пространство, насыщает информационное поле новым содержанием. Проведения конкурсов может помочь вам в создании специальных условий в детском саду, в оформлении учреждения, пополнения развивающей и игровой среды.
С чего начинали?
Первый конкурс, который прошел для родителей, был конкурс «Игрушка своими руками»
Детский сад создавал комнату сказок, а какая сказка может обойтись без кукол и игрушек — нам было необходимо пополнить ее самодельными игрушками. Мы надеялись, что, хотя бы 5-6 родителей примут участие и новые игрушки пополнят нашу сказочную комнату.
Но участников оказалось гораздо больше, нам пришлось создавать сценарий для представления «Вечерние посиделки» с Бабушкой-Рассказушкой, чтобы презентовать все игрушки и поделки родителей. Куклы и игрушки, сделанные руками родителей, до сих пор живут и «работают» у нас в детском саду, и ничто их не может заменить. В них дух народного творчества, любовь родительских рук.
Но сегодня мы говорим о конкурсах для детей на площадке детских садов.
Самый популярный и массовый детский конкурс в нашем детском саду — это конкурс чтецов «Учим стихи дома». В этом конкурсе могут участвовать дети уже с 3 х лет в номинации «Юный чтец». Традиция проведения этого конкурса зародилась более 20 лет назад в рамках задач года по созданию условий для речевого развития детей.
Каждый год заявки на участие в конкурсе чтецов подают от 60 до 90 человек. Это, конечно, много, поэтому нам приходится проводить конкурс в несколько этапов.
При организации и проведении конкурсов необходимо обратить внимание на составление объявлений. Объявление должно содержать краткий перечень условий конкурса, разъяснение по его проведению.
Объявление должно содержать мотивацию для родителя к участию в конкурсе: необходимо чтобы содержание объявления затрагивало разные психологические аспекты взрослой натуры:
- любовь, внимание или переживание за своего ребёнка, желание доставить ему удовольствие, побыть вместе с ним и/или иметь возможность делать что-то вместе с ребенком в нестандартной обстановке, порадоваться за него;
- родительские амбиции: гордость за ребенка, своя значимость и признание, как успешного родителя;
- нельзя исключать и желание родителя поддержать усилия педагогического коллектива, понимание о необходимости совместной деятельности ОУ и семьи в развитии ребенка.
В объявлении необходимо информировать родителей не только о сроках проведения конкурса, но и о сроках подачи заявок. Это помогает организаторам грамотно подготовить и пространство, и сценарии проведения конкурса, учесть и избежать всевозможные сложности.
Конечно мы заранее думаем о награждении: дипломы и подарки получают все дети, поэтому уже накануне мы планирует и заказываем дипломы и специальные призы: медали для спортивных соревнований, книги –для конкурса чтецов, альбомы и краски – для конкурса детского рисунка, наборы детской выпечки –для конкурса «Поваренок», наборы пазлов и шашки для турниров и другое.
Особое внимание требует разработка положений конкурсов: именно в положении указаны номинации, содержание и тематика конкурса, возраст участников и роль родителя в подготовке. Зачастую в положении дается дополнительная информация, например, в положении о конкурсе «Поваренок» подробно описаны все рецепты и технология приготовления блюд, которые будут предложены детям для приготовления, в положении о проведении интеллектуальной викторины «Своя игра» указаны рубрики игры.
Что же получают участники конкурсного движения, каких результатов достигают?
Дети имеют возможность показать себя с лучшей стороны, готовясь к конкурсу, они получают мотивацию к деятельности и развитию, повышают свою самооценку, учатся справляться с неудачами и совершенствовать свои навыки. Вместе с детьми родитель приобретает опыт участия и подготовки к конкурсам разной направленности, родитель может объективно оценить способности своего ребенка, научиться поддерживать и помогать своему ребенку в развитии, родитель повышает общую культуру и педагогические компетенции.
Организация и проведение конкурсов важны и для самого педагогического коллектива – это и условие для открытости образовательного процесса, обмена опытом между педагогами по взаимодействию с семьями воспитанников, это рост культуры педагогов, профилактика профессионального выгорания, раскрытие творческого потенциала коллектива, ведь разработка конкурсов –это кропотливый, но творческий процесс. Конкурс, на ряду с праздниками, является публичным массовым мероприятие, именно конкурсы и роль педагогов на них будут служить примером и образцом культуры поведения, общения и поддержки детей для родителей.
Опыт конкурсов и методические материалы дадут возможность коллективу подготовить и обобщить методические материалы, ведь каждый конкурс в отдельности может быть инновационным продуктом педагогической деятельности, даст возможность детскому саду принять участие в работе по распространению и диссеминации педагогических инициатив. Так, например, наш детский сад получил возможность участвовать в региональном форуме педагогических новаций в 2023 году.
В конкурсах, конечно, всегда есть победители, но подарки и дипломы получают все дети. А родителей мы поддерживаем словами благодарности, но лучшей оценкой их участия, конечно, бывает радость их детей., если вы все правильно, с вниманием, подготовите, то, уверяем вас, детских слез не будет. А будет радостный и светлый праздник, общение детей и взрослых, единомыслие и партнерство, чувство большой дружной семьи.
Какие бы конкурсы не проходили в детском саду – они будут помогать коллективу и всем участникам делать жизнь детского сада интересней и разнообразней.
Попробуйте начать проводить конкурсы, и вы убедитесь, что это не так трудно, а эффект и результат вас приятно удивит и порадует!
Индивидуальная Электронная карта как механизм преемственности между ДОО и семьей воспитанников в развитии ребенка.
Старший воспитатель ГБДОУ детский сад№3 Московского района СПб Новикова Ю.Е.
В наше время невозможно прожить без информационно компьютерных технологий. Компьютерные технологии уверенно шагнули сначала в школу, а потом в детские сады. И, хотя ИКТ и технические средства не первый год и даже не первый десяток лет используются в образовании, они до сих пор остаются инновационными, т.к. возможности их безграничны.
Использование Интернета в работе ДОО решает и выполняет сразу несколько современных задач и требований: открытость образовательной организации, расширение информационного пространства для всех участников образовательного процесса, поддержка образовательных программ, распространение и диссеминация педагогического и административного инновационного опыта, хранение, обработка и обмен информационными данными и многое другое.
Работа официальных и внутренних сайтов образовательных организаций, рабочие страницы в социальных сетях помогают организациям создать условия для участия родителей в жизнедеятельности ДОО, решать задачи по преемственности между воспитанием ребенка в детском саду и семье.
Семья, и дошкольное учреждение — два важных института социализации и развития ребенка. Процесс развития дошкольника непрерывен, он не заканчивается при выходе из стен детского сада, а продолжается, и в не меньшей степени, дома, в семьях воспитанников. Воспитательная функция семьи наиболее значима для формирования личности ребенка, она имеет свои особенности, но для полноценного формирования и развития личности маленького человека необходимо взаимодействие педагогов и родителей в воспитательном процессе ребенка, преемственность задач и методов его развития.
Пребывание и развитие ребенка в стенах образовательных организациях процесс коллективный, а в нынешних условиях большого города даже массовый. Однако, общество, государство и сам родитель предъявляют требования индивидуализации педагогического процесса, построения индивидуальных маршрутов развития каждого ребенка. В индивидуализации нуждается, прежде всего, и сам ребенок. Как же решить это противоречие?
Как же сделать процесс развития каждого воспитанника индивидуальным и непрерывным. На наш взгляд, решить такое противоречие может помочь родитель, он должен стать, вернее, он и есть главный и основной педагог своего ребенка. Родитель решает, что он хочет для своего ребенка или, что необходимо для его ребенка, он подбирает возможные пути и условия для реализации своих целей в воспитании своего сына или дочери.
Конечно, детский сад должен помочь родителю: выявить особенности ребенка, его сильные и слабые стороны, подобрать и рекомендовать стиль общения, методы взаимодействия, подсказать, что ребенку необходимо на данном этапе развития, сделать так, чтобы желания родителей по развитию своего ребенка совпали с его потребностями. Детский сад и родитель должны стать партнерами педагогического процесса, но, к сожалению, это не всегда удается: не всегда семья и воспитатели умеют договориться, установить единообразие задач по развитию и образованию детей.
Мы думаем, что на взаимодействие родителей и педагогов дошкольного учреждения влияют следующие факторы:
— осознание родителями своей роли в воспитательном процессе,
— социальные ожидания родителей от ДОО;
-готовность педагогов и родителей к совместному участию в воспитательном процессе.
Поэтому, мы видим, что главное при работе с семьей — это установление доверительных отношений с родителями.
Мы понимаем, что навязывание нашего мнения скорее оттолкнет или насторожит родителя. Современный родитель достаточно грамотный, а авторитет педагога в настоящее время сильно подорван средствами массовой информации и социальным положением педагога в обществе. Перед педагогическим коллективом стоят задачи по созданию новых эффективных методов и инструментов, способных решать задачи по вовлечению семьи в образовательный процесс ДОО, по повышению у родителя педагогической компетенции, культуры общения взрослых и детей, сотрудничеству педагогов и родителей, установлению доверительных отношений.
Родитель должен почувствовать нашу заинтересованность в развитии именно его ребенка, наше не безразличие к мнению семьи об организации, осуществлению и результату образования в ДОО. Необходимо создавать условия участия родителей не только в образовательном процессе своего ребенка, но и в оценке качества образования ДОО по отношению к своему ребенку, в коррекции и выстраиванию индивидуального маршрута.
Проблема приобретает не только социальный, но и государственный характер.
Здесь на помощь приходят новые возможности, которые дают нам ИКТ и Интернет.
Несколько лет в нашем детском саду активно работают электронные страницы групп в Контакте, где воспитатели отражают жизнь всей группы и каждого ребенка. Взаимодействие с родителями через страницы дает прекрасные результаты: родитель в курсе всех событий, которые происходят в группе, его информируют о достижениях и трудностях, которые могут возникнуть у его ребенка в освоении программы, здесь же родитель получает ответы и консультации на волнующие его темы.
Так же в качестве эксперимента и работы в рамках инновационной площадки педагогами нашей ДОО была разработана индивидуальная электронная карта развития ребенка, с целевыми ориентирами (критерии оценки) по областям развития и видам деятельности детей, механизма размещения и заполнения ее через Интернет.
Основным инновационным моментом в электронной карте является возможность родителя не только видеть достижения и результат педагогического процесса в детском саду, но и самостоятельно оценить результат развития сына или дочери, ориентируясь на критерии в карте в графе, созданной специально для родителя. Причем, целевые ориентиры для родителя отличаются от критериев для педагогов ДОО, они отвечают требованиям по непрерывности и преемственности задач развития между детским садом и семьей, критерии могут меняться в зависимости от задач, которые ставят перед собой родители и педагоги. Хочется подчеркнуть, что оценивается не ребенок — фиксируются и отражаются лишь его достижения и действия, нет оценочной системы, т.е. баллов или уровней развития.
Таким образом, использование и введение в работу детского сада индивидуальной электронной карты помогло нам создать условия для участия семей воспитанников в оценке качества образования ДОО в отношении своего ребенка, коррекции его развития, моделирования индивидуального маршрута развития каждого ребенка, повышение эффективности образовательного процесса в ДОО, проведение качественного анализа достижений каждого ребенка и реализации задач ОП ДО.
Индивидуальные Электронные карты в нашем детском саду работают второй год. В ходе работы мы поняли, что критерии или целевые ориентиры помогают родителю и педагогам расставить приоритеты в воспитании и развитии, увидеть пробелы, слабые или сильные стороны ребенка, порадоваться и погордиться его достижениями, так же задуматься над тем, что исправить или, как помочь ребенку улучшить свои достижения.
Работа с электронной картой побуждает родителя задавать вопросы педагогам, обращаться за разъяснениями и консультацией, совместно выстраивать маршрут воспитания и развития ребенка, вместе подобрать методы, приемы и пути решения педагогических задач. Родитель чувствует себя сопричастным к образовательному процессу в ДОО, ответственность, проявляет интерес в общении с воспитателями, больше доверяет им.
В ходе эксперимента на группах, где были введены электронные карты, 90-95% родителей приняли участи в работе и заполнении карт. В результате опроса родителей из групп, не участвующих в эксперименте с картой, 100% родителей выявили желание видеть результаты и самостоятельно прослеживать достижения ребенка через ИЭК.
Это подтверждает интерес родителя и его желание держать образовательный процесс своего ребенка под контролем, корректировать маршрут развития, видеть достижения ребенка.
Так же мы наблюдаем, что через работу с ИЭК родитель оценивает в первую очередь себя, как педагога, видит и понимает, как сложно бывает добиться определенных результатов. С другой стороны, мы видим качественные изменения в отношениях с родителями и их участие в жизни и воспитании ребенка, их заинтересованность к тому, что происходит в детском саду и, как их ребенок проявляет себя в детском коллективе и жизни группы, садика.
Безусловно, работа с электронными картами дала положительные результаты по установлению коллегиальных отношений между педагогом и родителем, помогла привлечь родителя на сторону детского сада, повысила педагогическую компетенцию родителя и педагога.
Работа с картой внесла качественные изменения и в деятельность самих воспитателей и педагогов ДОО. Мониторинг и педагогическая диагностика проходит неформально, вдумчиво, ведь воспитатель знает, что результаты, выставленные в ЭК привлекут внимание и вызовут вопросы родителей. Воспитатель должен быть готов к ответам и подготовить предложения по совместному решению педагогических задач. Педагог и родитель ставят новые образовательные и воспитательные задачи, подбирают методы и материалы по устранению и индивидуализации взаимодействия с конкретным воспитанником, формируя таким образом индивидуальный маршрут развития ребенка.
По итогам и анализу работы с электронными картами наши сотрудники сделали важный вывод: индивидуальная электронная карта может стать механизмом по устранению некоторых противоречий.
1. Процесс развития ребенка непрерывен, а проведение мониторингов эпизодично 1-2 раза в год: ИЭК может быть заполнена в любой момент, без специально-подготовленной ситуации, через ежедневное наблюдение.
2. Предъявляются требования к одновременному оцениванию учебных навыков и интегративных качеств развития ребенка, а традиционно оцениваются только учебные навыки и умения: ИЭК и сформулированные в ней критерии (ориентиры) отражают общее развитие ребенка, как в образовательной сфере, так и по задачам воспитания и развития интегративных качеств ребенка.
3. Развитие ребенка непрерывно, оно происходит как в детском саду, так и дома, а оценка происходит только в стенах детского сада и только педагогами ДОУ: механизм заполнения и проведение оценки по средствам ИЭК проходит с участием родителей и оценивается как педагогами ДОУ, так и родителями воспитанников в домашних условиях.
4. Процесс образования и развития ребенка, а, значит, его результативность и оценка должны быть открытыми и видимыми для родителей воспитанника, но фактические родитель не знает ориентиры ожидаемых результатов, не видит оценки результатов, которые проводят педагоги ДОУ: ИЭК и механизм проведения диагностики результатов ребенка доступен родителю, мало того ему предлагается провести самостоятельно мониторинг результативности ОП, используя самый доступный метод – наблюдение и ежедневное взаимодействие с ребенком в повседневной домашней жизни;
5. Современный родитель, оценивая развития своего ребенка, часто оценивает развитие учебных навыков и умений маленького ребенка, т.е. образование, но основная функция ДС и воспитателя – это воспитание, т.е. развитие нравственности, духовности, культуры поведения и общения: ИЭК предлагает оценивать развитие комплексно, не делая упор на навыки и знания, помогая родителям переосмыслить ценности воспитания и развитие ребенка.
Так же мы видим, что через работу с Электронной картой реализуется несколько дополнительных современных задач:
- обновление процесса взаимодействия с семьями воспитанников, в том числе расширение информационного поля и создание условий для электронного взаимодействия с семьями воспитанников
- создание условий для участия родителя в оценке качества образования ДО и коррекции развития своего ребенка, а так же условия для участия родителей в управлении образовательным процессом
- компьютеризация организационного и образовательного процесса ДОО, повышение компьютерной грамотности педагогов и всего населения
Таким образом, индивидуальная электронная карта – это эффективный инструмент для установления доверительных отношений между педагогами ДОО и семьями воспитанников, условие для участия родителей в оценке качества образования в ДОО и достижений своего ребенка, это способ вовлечения родителя в образовательный процесс детского сада и условий для преемственности развивающих задач между ДОО и семьей; ИЭК – это инструмент для устранения некоторых противоречий в образования, и, наконец, это способ обновления процесса взаимодействия ДОО и семьей, повышение педагогических компетенций у родителя и педагога.
Список используемой литературы
- М.Е. Верховкина, А.Н. Атарова «Путеводитель по ФГОС ДО в таблицах и схемах», издательство КАРО,
- И.В.Муштавинская, Е.Ю. Лукичева «Современная оценка образовательных достижений учащихся», издательство КАРО, СПб, 2015г
- О.Н.Крылова, Е.Г. Бойцова, учебно-методическое пособие «Технология формирующего оценивания в современной школе» издательство КАРО, СПб, 2015г
- Н.В. Верещагина Методическое пособие «Результаты мониторинга детского развития», СПб, Детство-пресс, 2013г
- Н.В. Верещагина, Методическое пособие «Результаты мониторинга образовательного процесса», СПб, Детство-пресс, 2013г