Детский сад №3 Московского района — Младшая группа

Циклограмма на учебный год. Младшая группа

Математика. Программное содержание. Младшая группа

План программа Монтессори. Младшая группа

Три года.
Время кризиса.

Малышу недавно исполнилось три года или вот-вот исполнится. В последнее время он стал взрослеть не по дням, а по часам. Почти полностью освоил речь и болтает без умолку, постоянно учится чему-то новому. Но почему же с ним стало так трудно? Все домашние его так любят. Откуда же столько упрямства и капризов?

А это наступил кризис развития личности. Так называемый кризис 3-3,5 лет. Не надо пугаться слова «кризис». Кризис—это окончание одного этапа и вступление в другой. Конечно, переходный период всегда непрост.

К трем годам в лексикон ребенка входит важное, философское и взрослым-то не до конца понятное слово «я». И ребенку это слово нужно как-то осознавать.

Крошка более раннего возраста такого слова еще не знает. Он не осознает себя как отдельную личность и смотрит на себя глазами взрослого. Поэтому малыши говорят о себе в третьем лице: «Егор упал», «Маша будет спать».

По мере того, как ребенок становится более самостоятельным , осваивая бытовые действия, он начинает понимать, как много он может сам, без взрослых. И вот тут-то он начина-ет осознавать свою самостоятельность. Внешне это проявляется в первую очередь в том, что он начинает говорить о себе в первом лице: «Я хочу», «Я буду».

«Отделавшись» мысленно от взрослых, он, естественно, начинает сравнивать себя с ними. И, конечно, хочет быть, как они.

Ребенок уже улавливает это, такое необходимое для личности, состояние «Я сам», но оно для него еще очень зыбкое, он боится его не удержать. И малыш борется за свой суверенитет с помощью вредности и упрямства. Повелительные нотки в речи родителей он воспринимает как посягательство на личный рост. Он просто вынужден в ответ бороться за себя.

Основными приметами кризиса 3-3,5 лет становятся вредность и упрямство.

Малыша позвали обедать, а он легкомысленно ответил, что не хочет. После того, как родители начали настаивать, он уже из принципа не признается, что хочет есть. Это дело чести. Ведь он же сказал «Не буду»—значит, не будет. Это типичное поведение упрямца.

Вредность проявляется несколько иначе. Любимое слово вредены—«нет». Здесь дело не в отстаивании принципа. Здесь—то самое желание «отделиться» от взрослого, осознать границы своего «Я».

В это трудное время родителям более всего необходима дипломатичность. С одной стороны, ребенок действительно еще очень мал и полностью самостоятельным быть не может. Поведение во время трехлетнего кризиса иногда бывает невыносимым, и неизбежно приходится где-то ребенка пресекать, в чем-то ограничивать.

С другой стороны, надо уметь это делать так, что бы ребенок чувствовал: его уважают, с ним считаются. Старайтесь, когда это возможно, даже запрещая что-либо ребенку, «обставлять» дело так, как будто это он сам подумал и отказался от прежних намерений. Помогайте ему взрослеть, ведь ему это действительно нужно.

Пройдет какое-то время, ребенок привыкнет к тому, что он—самостоятельная личность, у которой есть желания и своя воля, и доказывать это постоянно себе и другим уже не нужно… до следующей волны личностного самоопределения—подросткового возраста.

Капризы.

Даже самые мягкие, самые послушные дети иногда капризничают. И делают это в любом возрасте. Нет никакого определенного периода в развитии ребенка, который можно было бы назвать «временем капризов».

Капризы—это бурные проявления гнева и злости, когда ребенок кричит, плачет, топает ногами, катается по полу, швыряет вещи, пинается, кусается, царапается и даже пытается сделать больно себе самому. Подобные сцены происходят с разной интенсивностью и продолжительностью. Чем болезненней ребенок воспринимает отказ в чем-либо, тем более он склонен к капризам. И если малышу все же удалось добиться своего с помощью каприза, он будет прибегать к нему все чаще и чаще.

Прежде чем применять какие-то исправительные меры, нужно осознать, что капризы тормозят развитие ребенка. Причем правило это не имеет исключений.

Как нужно лечить капризы?

1.Как только ребенок начинает капризничать, откройте ему свои объятья, уверьте в своей любви и постарайтесь отвлечь его от каприза, который так взбудоражил его. Однако не вознаграждайте его ничем.

2.Если вам не удалось этого сделать, оставьте ребенка в покое, не обра-щайте на него внимания. Дайте ему отвести душу, но не принимайте в этом участия. Его гнев—это в какой-то мере лишь попытка убедить весь мир, что у него «жестокая» мать.

3.Самые эффективные способы лечения капризов—те, которые «разоружают» ребенка, вынуждают понять, что вы никогда не отнесетесь всерьез к его причудам. Оставайтесь спокойным и равнодушным к его поведению, что бы он ни делал. Если ребенок капризничает в многолюдном магазине или в каком-нибудь другом месте, где вы не хотели бы ударить в грязь лицом, вынесите его оттуда на руках, и пусть он поплачет на воле сколько ему угодно.

Первые капризы чаще всего начинаются дома. Действуйте разумно с самого начала, и тогда вам не придется долго страдать.

Когда буря утихнет, поговорите с ребенком ласково. Расскажите ему, как вас огорчило, что он бушевал из-за сущего пустяка. Уверьте ребенка, что вы все равно его любите его и убеждены: он никогда больше не станет вести себя плохо, даже если все будет не так, как он хочет. Это необходимо, чтобы у малыша не возникло чувство вины. Он не сможет с ним справиться. Наблюдайте и управляйте всеми бурными проявлениями эмоций ребенка, и вам будет легче научить его выражать их более приемлемыми способами.

ГБДОУ детский сад 3 Московского района СПб