Группа «Звездочки» (старшая)
Группа для детей от 5 то 6 лет |
Объявления |
Воспитатели:
Жизнь группы:
Реклама группы:
Туалет | Столовая | Раздевалка | |
Из опыта работы ГБДОУ№3 Московского района СПБ, Воспитатель Пучкова Ольга Михайловна.
Современные подходы к организации работы по развитию Элементарных математических представлений у ребенка дошкольника в детском саду.
Необходимость изменения в работе воспитателя продиктовано ФГОС ДО, где ребенок выступает как субъект образовательного и процесса, с его индивидуальными потребностями и возможностями. Перед воспитателем встала задача поиска новых форм организации совместной деятельности и приемов мотивации к самостоятельной индивидуальной работе ребенка с развивающим и информационным материалом.
В нашем детском саду реализуются следующие современные методы по реализации задач математического развития у детей:
- Работа на круге
- Калейдоскоп математических игр
- Метод М.Монтессри
- Практико-ориентированная продуктивная деятельность с реализацией задач математического развития ребенка
- Образовательный проект
- Конструктивная деятельность и строительные игры
- Использование электронных ресурсов и интерактивных досок
- Конкурсы и турниры
- Непосредственно самостоятельная деятельность в развивающей предметно — пространственной среде
Наиболее актуальным и эффективным методом в моей педагогической практике является метод «Калейдоскоп математических игр». Где, с одной стороны, воспитатель может проектировать образовательные задачи и подбирать дидактический и игровой материал в соответствии с задачами программы, с другой стороны, ребенок может выбрать игру по собственному интересу, работать в своем темпе и объеме материала.
Представляю Вам краткое описание этого метода.
Инновационный метод по развитию математических способностей у детей дошкольников в свете ФГОС
«Калейдоскоп математических игр»
Цель методики:
Создать условия для использования математических умений, навыков и знаний, личных качеств ребенка в процессе самостоятельного достижения игровых целей
Задачи педагога:
- подобрать игры и игровой материал с учетом пройденного материала, уровней сложности, и разнохарактерности задач
- продумать организацию пространства (где и как поместить игры, расстановка мебели, организация самих игр)
- продумать вспомогательный и контрольный материал
структура мероприятия:
- часть: «работа на круге»
задача: провести презентацию новой игры, ее пошаговое выполнение, провести инструктаж перед работой
2 –я часть: самостоятельная игровая деятельность детей в специально созданной среде.
Примеры игр для использования их в калейдоскопе математических игр
( игры можно подобрать в соответствии с разными задачами математического развития)
игры для закрепления количественного счета, пересчета и отсчета:
- «числа-соседи» (с точечками) карточки числовой прямой или ее участка с пропуском одного или двух количеств, необходимо заполнить пропущенные позиции соответствующими количественными карточками (контрольный материал: количественная прямая)
- «количественная прямая» последовательное выкладывание количественных карточек на модели прямой числа десять
(контрольный материал: количественная прямая)
игры для закрепления цифр и цифрового рада:
- «цифры соседи»
- «цифровая прямая»
- «Точечки» Никитина
(контрольный материал: количественная и цифровая прямая)
Решение примеров:
- «Ромашка» (подготовительная группа)
- «Рыбки» (конец старшей, подготовительная группа)
- «Домино — примеры» (подготовительная группа)
- Любые карточки с примерами и карточки с ответы для подбора
(контрольный материал: любой счетный материал (палочки, счеты и проч.)
Геометрия:
- «Сложи квадрат»
- «Танграмм» с прорисованными деталями
- силуэтный Танграмм (контрольный материал: сам силуэт, вспомогательный — «Танргамм с прорисованными деталями,)
- «Бусы» (чередование по признаку геометрических форм)
Геометрические тела:
- «Разбери геометрические тела по коробкам» в соответствии с графическим изображением
- «Подбери фигуры» (таблицы с изображением гео. Фигур, набор геометрических тел)
- Подбери основания и боковые грани к геометрическим телам
- «Кирпичики»
- Строители с чертежами
- Построй по картинке
- Построй по чертежу
Величины:
- Сложить пирамиду (разные виды, все возраста)
- Коричневая лестница (Ширина, высота)
- Розовая башня (размер)
- Красные Штанги (длина)
- Цилиндры (толщина, высота)
Логика и сравнительный анализ
- Сложи картинку и кубики с картинками (все возраста)
- Логическая цепочка (старшая, подготовительная группа)
- Подбери такой же (младшая, средняя группа)
- «Кирпичики» (средняя, старшая и подготовительная)
- Таблицы пересечения признаков (блоки Дьенеша и др.) (со средней группы)
- «Бусы»
- «Кубики для всех» (старший возраст)
- «Сложи узор» (все группы)
Ориентация на плоскости и в пространстве
Ориентация во времени
Блоки Дьенеша
- «Выложи узор по схемам»
- Выложи узор по картинке
- «Составь цепочку по схеме»
- «Домики»
ВОСПИТАНИЕ ВЕЖЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С уважением, Асташкина Яна Алеговна — воспитатель группы «Лебедята».
Вежливость – нравственное качество, характеризующее поведение человека, внешне проявляющего уважение к окружающим его людям. Вежливость — способ применения этикета. Вежливость является неотъемлемой категорией человеческой культуры. Не имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление на окружающих. Поэтому необходимо воспитывать в ребенке вежливость с самых ранних лет.
Наиболее оптимальным временем формирования вежливости является старший дошкольный возраст.Это обусловлено активизацией волевой деятельности детей, наличием опыта социального общения, осознанной направленностью поведения
Воспитание вежливости основывается на применении игровых приемов.
Игра —основа жизнедеятельности дошкольника.Игровая деятельность положительно сказывается на нравственном развитии ребёнка, а значит способствует усвоению основ вежливого поведения.
В работе можно использовать дидактические игры по речевому этикету, такие как:
Дидактическая игра «Ласковое имя»
Цель: учить ласково произносить имена детей.
Дидактическая игра «В мире вежливых слов»
Цель: дать представление о том, зачем нужны вежливые слова, познакомить с правилами поведения во время беседы.
Дидактическая игра «Прощание с гостем»
Цель: познакомить детей с правилами речевого этикета в минуты
прощания с гостем, а также вежливыми выражениями. Упражнение «Передай улыбку»
Цель: передавать улыбку по очереди друг другу, пока все не получат улыбку.
Употребление вежливых слов хорошо проявляется в сюжетно—ролевых играх: «Семья», «Магазин», «Гости», «Парикмахерская» и т.д.
И родителям необходимо постоянно повышать уровень своих педагогических знаний по проблеме формирования речевого этикета. Вежливость не рождается сама собой. Ее воспитывают с раннего возраста в семье, в детском саду. Так, чтобы человек – будь то маленький или взрослый – дарил окружающим искреннюю улыбку. И кому, как не родителям, воспитателям решать эту повседневную, если хотите (образно говоря, ювелирную работу).
Советы родителям:
В старшем дошкольном возрасте уделяется особое внимание воспитанию вежливости, приветливости, сдержанности.
Учите детей приветливо здороваться и прощаться со всеми взрослыми и сверстниками, теперь уже без напоминания взрослого, называть заведующую, воспитателей, и других сотрудников по имени и отчеству. Закрепляйте умение выслушивать взрослых, внимательно выполнять их требования, вежливо обращаться с просьбой и просить разрешения войти в кабинет заведующей или врача, благодарить за услугу, при необходимости предложить помощь. Приучайте детей с уважением относиться к труду и отдыху старших, дружить с товарищами, проявлять заботу о маленьких, оказывать им помощь, стараться успокоить плачущего.
Значительное место отводите воспитанию у детей культуры речи: способности отвечать, вступать в разговор со взрослыми, поддерживать беседу, задавать вопросы, четко и ясно формулируя мысль и употребляя вежливые формы обращений, отвечать на вопросы полным ответом с хорошей дикцией и ясным произношением, разговаривать приветливо в доброжелательном тоне.
Прививайте детям навыки общественного поведения: первыми здороваться со всеми знакомыми, прощаться, вежливо благодарить за оказанную услугу, помощь или заботу, уметь проявить внимание и предупредительность к старшим, пожилым людям, родителям (поднять оброненную вещь, придерживать дверь и пропустить вперед себя, предложить помощь и т. д.); умение вести себя в общественных местах организованно, сдержанно, не нарушая покоя окружающих и не привлекая к себе их внимания, по необходимости уступать место взрослым и маленьким детям.
Прочитайте эти книги детям:
-
В. Осеева «Волшебное слово», «Синие листья»
-
Н.Носов «Огурцы»
-
В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»
-
С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»
-
Н. Артюхова «Трудный вечер», «Бабушка и внук», «Мяч и песочные
пироги»
-
А. Усачев «Уроки вежливости»
-
И. Пивоварова «Вежливый ослик»
-
Н. Чуб «Азбука вежливости»
-
Л.В. Гангнус «Азбука вежливости»
-
Б.Заходер «Очень вежливый индюк»
-
Рассказ о волшебном слове «спасибо»
-
К. Реннер «Сказка про вежливые слова»
-
А.Кузнецова «Поссорились»
-
Н.Юсупов «Кто кого любит»
-
Сказка «О Мите и слове «извините»
ПОСЛЕДНИЙ ГОД В ДЕТСКОМ САДУ. НА ЧТО НАДО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ?
К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определённый кругозор, запас конкретных знаний, овладевают некоторыми способами обследования внешних свойств предметов. К концу дошкольного возраста ребёнок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника. У него формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению.
Следует подчеркнуть, что эти важные для дальнейшего развития изменения психики ребёнка не происходят сами по себе, а являются результатом целенаправленного педагогического воздействия.
Подготовка ребёнка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Понятие «готовность к обучению в школе» включает:
— физическую готовность – хороший уровень физического развития.
— психологическую готовность – достаточное развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, ощущения, речи).
— социальную готовность – умение общаться со сверстниками и взрослыми.
Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из её сторон так или иначе сказываются на успешности обучения в школе. Готовность ребёнка позволяет обеспечить благоприятную адаптацию его к школе. Что же должен знать и уметь будущий первоклассник согласно ФГОС (федеральному государственному образовательному стандарту).
Общий кругозор
- 7-летний ребенок уже достаточно развит, чтобы без запинки назвать:
- свое имя, фамилию и отчество;
- свой возраст и дату рождения;
- фамилию, имя и отчество родителей, их род занятий и место работы;
- имена других членов семьи и кем они ему приходятся;
- свой адрес – город/поселок/деревню, улицу, дом, подъезд, этаж, квартиру – и номер домашнего телефона (если есть);
- страну, в которой живет, и ее столицу;
- основные достопримечательности своего города/поселка/деревни;
- основные цвета и их оттенки;
- части тела человека;
- предметы одежды, обуви, головные уборы (и понимать разницу между ними);
- профессии, виды спорта;
- виды наземного, водного, воздушного транспорта;
- известные русские народные сказки;
- великих русских поэтов и писателей (Пушкин А.С., Толстой Л.Н., Тютчев Ф.И., Есенин С.А. и др.) и их самые известные произведения.
Кроме того, ребенок, поступающий в школу, должен знать правила поведения в общественных местах и на улице. Все эти знания при постоянном общении с родителями, совместном чтении книг и обсуждении мира вокруг у вашего ребенка к школьному возрасту наверняка имеются.
Развитие речи (русский язык, подготовка к освоению грамоты)
Уровень развития речи является основой для последующего овладения грамотой – т.е. для чтения и письма. Будущий первоклассник должен уметь:
- четко произносить все звуки, иметь хорошую артикуляцию;
- выделять определенный звук в слове интонацией;
- определять место звука в слове (находится в начале, середине или конце слова);
- определять количество и последовательность звуков в коротких словах («дом», «сани», «кошка»);
- произносить слова по слогам с хлопками или притопами;
- называть слово по его порядковому номеру в предложении (например, повторить только второе слово или только четвертое слово из заданного предложения);
- различать единственное и множественное число, живое и неживое, женский и мужской род;
- знать разницу между гласными и согласными звуками;
- называть группу предметов обобщающим словом (чашка, ложка, тарелка – это посуда);
- отвечать на вопросы и уметь их задавать;
- составлять рассказ по картинке;
- последовательно и подробно пересказывать знакомый сюжет (например, сказку) или только что прослушанный рассказ;
- понимать многозначность слов, называть слово со значением, противоположным значению заданного слова;
- сказать несколько предложений о заданном предмете;
- составлять предложение из 3-5 предложенных слов;
- различать тексты по жанру – стихотворение, рассказ, сказка;
- заучивать наизусть и выразительно рассказывать небольшие стихотворения;
- отгадывать загадки.
Для развития речи самое полезное – это читать вместе с ребенком и обсуждать прочитанное. Учите будущего школьника четко и последовательно выражать мысли, анализировать описываемые события, чтобы в будущем он с легкостью мог отвечать на уроках. Поощряйте ребенка к высказыванию развернутых фраз, уточняйте детали и его мнение, задавайте вопросы: «Почему ты так думаешь? Как ты считаешь, а что было бы, если…?» и т.п. Полезными будут игры для развития словарного запаса: в антонимы (вы бросаете ребенку мяч со словом «мокрый» – он бросает обратно, отвечая «сухой», аналогично «темный» – «светлый», «чистый» – «грязный» и т.п.); «угадай слово» (водящий должен угадать слово по описанию нескольких игроков) и многие другие.
Математика, счет
Умение считать до ста является необязательным для будущего первоклассника, но базовые знания в области счета у ребенка должны быть. Необходимые математические представления к 1 классу:
- знать цифры от 0 до 9;
- уметь называть числа в пределах 10 в прямом и обратном порядке (от 5 до 9, от 8 до 4 и т.п.);
- уметь называть число в пределах 10, предшествующее названному и следующее за ним;
- понимать смысл знаков «+», «–», «=», «>», «<» и уметь сравнивать числа от 0 до 10 (2<6, 9=9, 8>3);
- уметь обозначить количество предметов с помощью цифр;
- уметь сравнить количество предметов в двух группах;
- решать и составлять простые задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
- знать названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб);
- уметь сравнивать предметы по размеру, форме, цвету и группировать их по этому признаку;
- ориентироваться в понятиях «лево-право-вверху-внизу», «перед», «между», «за» на листе бумаге в клетку и в пространстве. Чтобы помочь ребенку освоить счет и цифры, чаще считайте вместе бытовые предметы, птичек, людей в одежде определенного цвета, машины, дома. Задавайте ему простые задачи: у тебя есть 2 яблока и 3 груши – сколько всего у тебя фруктов? Помимо навыков счета, вы будете таким способом учить ребенка воспринимать задание на слух, что обязательно пригодится ему в учебе. Пишите вместе цифры на бумаге, мелом на доске, выкладывайте их из камушков, пишите палочкой на песке.
Моторика, подготовка руки к письму
Будущий первоклассник должен уметь:
- правильно держать карандаш, ручку, кисточку;
- складывать геометрические фигуры из счетных палочек, складывать фигуры по образцу;
- рисовать геометрические фигуры, животных, людей;
- закрашивать карандашом и штриховать фигуры, не выходя за контуры;
- проводить без линейки прямую горизонтальную или вертикальную линию;
- писать по образцу печатные буквы;
- аккуратно вырезать из бумаги (разрезать лист бумаги на полосы или геометрические фигуры – квадраты, прямоугольники, треугольники, круги, овалы, вырезать фигуры по контуру);
- лепить из пластилина и глины;
- клеить и делать аппликации из цветной бумаги.
Развитая моторика не только помогает ребенку выполнять необходимые творческие задания в школе, но и тесно связана с овладением навыком письма и качеством речи. Поэтому обязательно занимайтесь дома лепкой и рисованием, собирайте пазлы, создавайте вместе украшения и поделки – благо что пособий по развитию мелкой моторики сейчас существует огромное количество.
Окружающий мир
Рассмотрим, что должен знать первоклассник, идя в школу, об окружающем мире. Ребенку необходимо:
- различать домашних и диких животных, уметь называть детенышей животных, знать, какие животные обитают на юге, а какие – на севере;
- называть несколько зимующих и перелетных птиц, различать птиц по внешнему виду (дятел, воробей, голубь, ворона и т.д.);
- знать и различать растения, характерные для родного края, и называть их особенности (ель, береза, сосна, лиственница, подсолнух, клевер, ромашка и т.п.);
- знать названия 2-3 комнатных растений;
- знать названия овощей, фруктов, ягод;
- иметь представление о различных природных явлениях;
- называть в правильной последовательности – дни недели, месяцы, времена года, а также знать основные приметы каждого времени года (весна – распускаются почки на деревьях, тает снег, появляются первые цветы), стихи и загадки о временах года.
Что еще должен уметь будущий первоклассник?
Перечисленные выше умения преимущественно относятся к учебным навыкам, но во время учебы первоклашке пригодятся и другие, важные для нормальной адаптации к школьной и общественной жизни в целом.
Итак, что еще должен уметь ребенок, идя в школу:
- Понимать и точно выполнять задания взрослого из 5-6 команд.
- Действовать по образцу.
- Действовать в заданном темпе, без ошибок, сначала под диктовку, а затем самостоятельно, в течение 4-5 минут (например, взрослый просит нарисовать узор из фигур: «кружок – квадрат – кружок – квадрат», а дальше ребенок некоторое время продолжает рисовать узор уже сам).
- Видеть причинно-следственные связи между явлениями.
- Внимательно, не отвлекаясь, слушать или заниматься монотонной деятельностью 30-35 минут.
- Запоминать и называть по памяти фигуры, слова, картинки, символы, цифры (6-10 штук).
- Сохранять правильную осанку, сидя за партой в течение 30-35 минут.
- Выполнять основные физические упражнения (приседания, прыжки, наклоны и пр.), играть в простые спортивные игры.
- Без стеснения находиться в коллективе детей и взрослых.
- Уметь вежливо общаться с взрослыми: здороваться («Здравствуйте», а не «Здрасьте» или «Привет»), прощаться, не перебивать, правильно просить о помощи (говорить «Пожалуйста») и благодарить за оказанную помощь, извиняться при необходимости.
- Мальчику – пропускать девочек и женщин вперед, открывать перед ними дверь, помогать. Девочке – правильно реагировать на агрессивное поведение мальчиков (когда дергают за косички, толкают, отбирают вещи).
- Разговаривать спокойно, без крика и лишних эмоций.
- Следить за аккуратностью своего внешнего вида и чистотой личных вещей (добавьте к списку необходимых вещей для школьника бумажные платочки и влажные салфетки). Мыть руки с мылом после прогулок и посещения туалета, перед едой. Причесываться, чистить зубы, пользоваться носовым платком.
- Ориентироваться во времени.
- При необходимости обращаться за медицинской помощью.
Каким должен быть будущий первоклассник по ФГОС?
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования определяет «портрет» выпускника ДОУ, а, следовательно, и будущего первоклассника. Акцент со знаний и умений в нем смещен на уровень общей культуры, наличие качеств, «обеспечивающих социальную успешность». Таким представлен старший дошкольник, готовый к учебе в школе, в рекомендациях по ФГОС:
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.
У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире.
Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. Эмоционально отзывчивый. Дошкольник откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Ребенок на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.)
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. Обладающий умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Список требований к современному первокласснику, разумеется, впечатляет. Но на самом деле тысячи детей ежегодно приходят в школу, имея абсолютно разный уровень дошкольной подготовки, и начинают учиться. Родителям необходимо понимать, что большое количество знаний, полученных еще до начала школьных занятий, еще не являются залогом успеха. Главное – психологическая готовность ребенка к учебе и стремление к получению новых знаний.
Детство XXI века. Размышление современного воспитателя.
С уважением, Алексеева Юлия Александровна — воспитатель группы «Звездочки».
Детство – самый трудный этап жизни человека. Человеческий детеныш рождается беспомощным, практически неприспособленным к самостоятельному выживанию. Период физического взросления растянут у человека почти на 15-20, а то и более лет. Психологический же период взросления может затянуться и на более длительный срок.
В связи с тем, что в детские годы человек – существо зависимое, оно, детство, в любые времена было трудным, болезненным этапом жизни. Детство, пришедшееся на военные годы или изуродованное политическим режимом, прошедшее в семье алкоголиков или сиротство – все это оказывает влияние на дальнейшую человеческую жизнь, проблему выбора приоритетов, выбор профессии, партнеров, друзей и супругов, в еще более далекой перспективе и на воспитание собственных детей.
Сейчас, на границе двух веков, людям снова кажется, что наступили «новые времена» и все надо делать по новому, в том числе и воспитывать детей.
Человечество, испытывая небывалое вторжение техники в свою жизнь, почему то решило, что именно технический прогресс может и должен повлиять на человеческие отношения, взаимосвязи…
Да, несомненно, технический прогресс достиг небывалого размаха по сравнению даже с XX веком, но воспитание детей все еще, к счастью, находится в руках родителей. И именно от них, а не от моды на современные гаджеты, новые веяния времени и даже вмешательство государства в дела семьи должно зависеть счастливое, здоровое и полноценное детство детей XXI века.
Какой же он, ребенок XXI века по мнению разных специалистов?
Педагог: взгляд в себя.
Александр Снегуров, кандидат психологических наук, четырежды лауреат гранта Москвы, историк, заслуженный учитель РФ.
Сегодняшний ребенок – это новый человек. Его главной чертой является то, что взрослые зачастую принимают за эгоизм. На самом же деле ребенок XXI века просто устремил взгляд внутрь себя, чтобы там найти ответ на вопрос самоидентификации в нынешнем мире. Ответ этот дети ищут и, что самое интересное, находят самостоятельно.
Ребенок XXI века, в отличие от ровесников из предыдущих поколений, не задает вопросы о мире. Он видит, что летают самолеты, звонят телефоны, а электронные письма приходят спустя несколько секунд после отправки, – и это норма.. Дети не могут себе представить, что когда-то люди жили в другом мире. Им важнее узнавать новое о современной жизни. Просто этот запрос нужно удовлетворять несколько иначе, с учетом эпохи.
Историк: мир без прошлого.
Никита Соколов, редактор журнала «Отечественные записки», историк.
Дети, появившиеся на свет в XXI веке, не знают примеров из прошлого. Для них новый мир – единственный возможный. Поэтому с раннего возраста современные дети готовы к конкуренции, к борьбе за выживание. Вторая перемена, повлиявшая на изменение ребенка, менее глобальна, но не менее важна. Из жизни современных детей исчез двор как один из важнейших социальных институтов советской эпохи.
Если раньше ребенок приходил из школы и бежал на улицу, где общался со сверстниками, учась таким образом взаимодействовать с социумом, то для современных детей этот опыт оказывается менее важен. Теперь, сидя за компьютером, ребенок сам решает, с кем ему общаться, а с кем нет. С одной стороны, это неплохо. Но с другой – ребенок, попадая в реальный, а не виртуальный мир, оказывается беспомощным и неспособным нормально взаимодействовать с другими людьми.
Психиатр: погоня за успехом.
Наталья Кириллина, психиатр, кандидат медицинских наук, директор Института гармоничного развития и адаптации (ИГРА).
С первого класса, а иногда и с дошкольного возраста ребенок зациклен на достижении результатов. Под влиянием социума родители давят на детей, требуют от них высоких результатов, забывая о других ценностях – уважении к самому себе, свободном времени, игре, семейном досуге. Если человеку постоянно завышать планку и не формировать позитивной самооценки, он никогда не будет удовлетворен результатами. Не достигая желаемого, человек испытывает чувство вины. Отсюда неврозы, с которыми тяжело справиться даже взрослой сформировавшейся личности, не говоря уже о детях.
В погоне за успехом люди не задаются вопросом: а счастливы ли те, кого им ставят в пример? Находиться в условиях непрекращающейся гонки невозможно. Ребенок лишается обычных радостей и постоянно думает только о том, как бы оправдать надежды родителей. Если ситуация не изменится, нам на смену придет поколение несчастных людей. Хочется верить, что этого не произойдет.
Социолог: личная свобода.
Дарья Халтурин, социолог, руководитель группы мониторинга стратегических рисков и угроз Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН.
Современный ребенок может рассчитывать только на себя. Поэтому и пути адаптации в обществе дети вынуждены искать самостоятельно. Но не все так мрачно. На мой взгляд, положительным фактором, повлиявшим на изменение сегодняшнего ребенка, стало возникновение цифровых технологий и Интернета. Едва научившись читать, дети XXI века становятся интернет-пользователями. Дети сами выбирают, на какой сайт зайти, что прочитать или посмотреть. Благодаря уходу детей более взрослого возраста в интернет-среду снизилась преступность. Все подростковые субкультуры достаточно мирные. Любители аниме, хипстеры и другие сообщества совершенно безобидны. А значит, постепенно исчезает противостояние «подросток – мир». В Интернете современные дети могут анонимно или открыто общаться с такими же детьми, решая схожие проблемы.
Современный ребенок – независимая личность, в раннем возрасте способная самостоятельно принимать решения. Ребенок сегодня взрослеет на порядок раньше, чем 10-20 лет назад. Конечно, многие родители откажутся принимать этот факт во внимание и, возможно, не согласятся с тем, что их ребенок стал другим. Но с течением времени разница между детьми прошлого поколения и современным ребенком станет все очевиднее. Нынешние дети смогут создать общество профессионалов, ценящих личную свободу.
Врач: слабое здоровье.
Игорь Конь, доктор медицинских наук, профессор, руководитель отдела детского питания ФГБУ НИИ питания РАМН.
В последние 30-40 лет в рационе россиян появились продукты, о существовании которых раньше и не знали. С одной стороны, пищевая ценность повысилась, с другой – большую популярность приобрел фастфуд и прочие продукты быстрого питания: чипсы, сухарики. Распространились сладкие газированные и негазированные напитки. С этими продуктами ребенок получает избыток насыщенных жиров, сахара и соли, способствующие развитию сердечно-сосудистых заболеваний. В обществе появилась тенденция к уменьшению потребления домашнего питания. Женщины стали эмансипированными и больше не хотят готовить. Дети вынуждены переходить на пельмени, сосиски и другие продукты быстрого приготовления. Конечно, уход от натуральных продуктов сказывается на здоровье ребенка. Другой негативный фактор – отсутствие достаточных физических нагрузок. Даже оставляя компьютеры и выходя на улицу, дети редко играют в энергозатратные игры, а в большинстве случаев увлечены теми же телефонами или планшетами. Отсюда рост количества детей с плохим зрением и проблемами с позвоночником. Ребенок XXI века слабо развит физически и подвержен большому количеству заболеваний.
Таким образом, складывается портрет современного ребенка, зацикленного только на своих мироощущениях, нацеленного на успех любой ценой, или не верящего в свои силы, по причине постоянной критики близких, это человек одинокий, или не умеющий общаться, и это человек с ослабленным здоровьем, не имеющий культуры здорового питания и здорового образа жизни. Возможно, это только один взгляд на современное детство. Как же нам советуют воспитывать современного ребенка?
Очень часто родители обращаются к психологу с вопросом: как быть? Я не понимаю собственного ребенка.
По утверждению психологов, сейчас не работают методики прошлого, сейчас требуется кардинально другой подход к воспитанию ребенка. Они считают, что дети XXI века особенные и родители должны в первую очередь научиться изменять себя, чтобы идти в ногу со временем и со своим ребенком.
Считается так же, что времена изменились на столько, что прежнее уважительное отношение к старшим только потому, что они прожили дольше и потому умнее, тоже уже ошибочно. Оказывается, сейчас важнее доступ к информации, а то, что пожилые люди называют жизненным опытом – понятие устаревшее, ненужное в современном мире.
Таким образом, воспитывать детей по старинке считается бессмысленным.. Нынешние дети, получающие информацию из первых рук, с легкостью, недоступной старшему поколению, практически сканируют ее, но не имеющие жизненного опыта просто дублируют ее в своей жизни. Такой способ не закрепляет в памяти ситуаций, каждый раз ребенок, подросток начинает учиться снова. Он не знает запретов и ограничений. По мнению психологов — это является положительным фактором. А попытки родителей или воспитателей навязать модель воспитания, знакомую им из собственного детства – неправильной, отжившей. Для того что бы иметь право воспитывать современного ребенка, воспитатель должен постоянно учиться, чтобы успевать видеть мир чуть шире воспитанника. А главным методом воспитания ребенка становится самообразование и самовоспитание.
Трудно поспорить, конечно, с необходимостью постоянно учиться. Но настораживает то, что следуя этой теории, мы оставляем детей один на один со сложным миром, самоустраняемся, чувствуя свою некомпетентность, например, не делимся своим жизненным опытом и опытом своих родителей и бабушек-дедушек, так как, они то и подавно не имели столько информации, как современные дети, а значит это уже не имеет для них ценности.
Возникает вопрос: А не вырастет ли из детей, родившихся в XXI веке, и воспитанных так «по-новому», поколение био-роботов? Они будут знающими, но информация, еще не ум, не навык, не умение разобраться в трудной жизненной ситуации. Да, чувство свободы и независимости, вещь необходимая, ее порой и не хватает современным взрослым, как и уверенности в собственных силах.
Когда родители любят ребенка, уверены в своих силах, друг в друге, то они не задаются вопросом о правильности своих действий. В семье, где уважаются традиции, старшее поколение, где относятся к воспитанию ребенка, как к естественному творческому процессу, там ребенок будет защищен психологически, всегда найдет поддержку близких людей, а не случайных собеседников в соцсетях.
Однако, современные родители самым большим благом для своего ребенка считают социализацию. Они стремятся, как можно раньше привести ребенка в ясли или детский сад, пренебрегая психологическими особенностями раннего возраста, пытаются социализировать уже полуторагодовалого ребенка. Гиперсоциализация как результат воспитания ребенка в нуклеарной семье формирует у него установку на реализацию себя в обществе любой ценой. А так как в жизни для достижения той или иной цели всегда приходится от чего-то отказываться, то наши молодые современники, мужая и превращаясь в личность, чаще всего блокируют в себе родовое человеческое начало.
Времена всегда трудные, дети всегда одинаковые. Дети всегда зависят от взрослых, и поэтому задача старших не бояться собственных детей, как пришельцев из космоса, даже, если они рождены в новом веке. Задача родителей – быть современными, образованными, любящими и понимающими людьми, быть ребенку наставниками и учителями, но главное его первыми друзьями и помощниками.
Литература:
1.В.В. Пациорковский, В.В. Пациорковская «Большая семья в демографической ситуации России» , «Социс» 2009 год, №3
2.http://www.istashenko.com/2013/09/deti-21-veka-vospitanie/