Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе ГБДОУ детского сада№3
Московского района Санкт-Петербурга
Новикова Ю.Е.
Детский сад XXI века.
Ясли-сад № 3 Московского района города Ленинграда впервые принял детей в далеком 1965 году. Тогда он назывался комбинатом, так как функционировало 12 групп: из них 4 ясельные для малышей от 3-х месяцев до 3-х лет и 6 групп детского сада для детей от 3-х до 7-ми лет. Ясли-сад посещало более 220 детей. Принимались только дети работающих мам. Ясельные группы были оборудованы манежами, пеленальными столами для грудных детей. Кормили их смесями из рожков с сосками, но интересно, что некоторые мамы, работавшие рядом, успевали прибегать, чтобы покормить своего малыша грудным молоком. Спали малыши на открытых верандах в спальных мешках.
В 1998 году Ясли-сад был переименован в Детский сад № 3 общеразвивающего вида с приоритетным направлением интеллектуального развития воспитанников, далее было еще несколько административных переименований, а уже с октября 2011 года учреждение носит нынешнее название. Дата первичной государственной регистрации 23 мая 1995 год.
Коллектив ГДОУ Детский сад №3 Московского района город Санкт-Петербурга сложился давно, он неоднократно был отмечен грамотами и благодарностями Комитета по образованию СПб, администрацией Московского района, Академии Постдипломного Педагогического Образования и другими организациями. Заведующий ГБДОУ Спиро М.В., заместитель заведующего по УВР Новикова Ю.Е. и четверо воспитателей носят звание «Почетного работника общего образования Российской Федерации»
Коллектив детского сада в 2015 году разработал свою образовательную программу «Праздник каждый день» и успешно реализует ее, используя инновационные методы и технологии. Так же в ГБДОУ для детей и родителей предложен широкий спектр дополнительных общеобразовательных программ.
Детский сад на протяжении 20-25 лет работает в режиме инновационной деятельности. На протяжении 6 лет с 2007 по 2013 гг. наш детский сад работал в режиме Районного ресурсного центра по темам: «Целостный образовательный процесс как условие развития творческих способностей детей» и «Использование Педагогических и Образовательных Проектов для развития познавательных и художественно-эстетических способностей детей дошкольников».
С 2013 по 2016 гг. ГБДОУ был присвоен статус «районной экспериментальной площадки» по теме: «Электронная карта развития ребенка-дошкольника как инструмент оценки качества образования ДОУ семьей»
Детский сад активно распространяет свой опыт работы: имеет публикации в журналах, выступает на международных федеральных, региональных и районных конференциях, семинарах, вебинарах. Педагоги успешно участвуют в городских и районных конкурсах. Только за последний год мы имеем следующие достижения:
- III место в городском конкурсе «Диссеминация передового педагогического опыта ДОУ Санкт-Петербурга по реализации ФГОС дошкольного образования. Лучшие практики информатизации ДОУ»
- 1 и 2 место в Районном конкурсе «ИКТ в Дошкольном образовании» — (Новикова Ю.Е., Власова О.В., Алексеева Ю.А., Окатьева Е.и., Алемасова А.Ю.)
- 1 место в районном конкурсе «Образовательное пространство ДОУ» (Власова О.В., Овсянникова И.В., Покровская И.В., Новикова Ю.Е.)
- 1 и 3 место в районном конкурсе «Дорога и мы» (воспитатели Асташкина Я.А., Гашкова И.П.)
В 2018 году представители ГБДОУ№3 выступали на Международном Московском Образовательном Салоне по теме: «ИКТ в Дошкольном Образовании», а в 2019году представлял опыт по тем6 «Электронное взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников» на X Всероссийской практических конференциях с международным участием «Информационные технологии для Новой школы» и «Современное дошкольное образование: опыт, состояние и перспективы развития»
Наша администрация понимает, что несмотря на то, что инновационная деятельность является процессом творческим, она в то же время должна быть направлена на выполнение государственных задач. Какие же основные задачи ставят перед нами сейчас время и правительство?
Мы все это хорошо знаем — повышение качества образования за счет оптимизации образовательного процесса, внедрения и эффективного использования ИК- технологий, повышение компетенций у педагогов, индивидуализация образовательных задач, открытость работы образовательного учреждения. Мы понимаем, что эффективность и оптимизация – это интегративный подход. Невозможно решать все вопросы отдельно, необходимо интегрировать свою деятельность. Как же мы решаем эти задачи?
В наше время невозможно прожить без информационно компьютерных технологий. Компьютерные технологии уверенно шагнули сначала в школу, а потом в детские сады. И, хотя ИКТ и технические средства не первый год и даже не первый десяток лет используются в образовании, они до сих пор остаются инновационными, т.к. возможности их безграничны. Именно ИК технологии стали в нашем детском саду инструментом для интеграции и решения инновационных задач.
За последние два – три года у нас разработана и функционирует система электронного взаимодействия с семьями воспитанников. Наиболее эффективной, яркой и новой формой взаимодействия с родителями стала «Информационная зона» (инфозона) в главном холле нашего детского сада. Через нее мы ежедневно проводим анонсы мероприятий, видео и фото отчеты о событиях жизни детей, поздравления и др.
Интересной формой работы стал образовательный проект «Детские новости»
В новостях именно дети рассказывают своим товарищам, родителям и гостям о жизни в детском саду. Сам проект стал образовательным пространством для детей-участников проекта: здесь они учатся не только говорить, рассказывать и общаться, но и знакомятся с новыми профессиями, социальными ролями и поведением, современными техническими возможностями. Родители через детские новости узнают о мероприятиях и жизни детей в детском саду.
Следующей этапом, стала задач осуществления дистанционного обучения воспитанников.
Понимая специфику дошкольного возраста и современную проблему большого количества времени, проводимого детьми за эл. носителями, мы искали компромисс и способ для решения этих проблем и реализации новой задачи. Перед нами встала проблема: как совместить требования ФГОС ДО дистанционного обучения с возрастными особенностями нашего ребенка и нашей позицией регламентированного использования ПК ребенком? Нам стало понятно, что необходимо создать условия для дистанционного развития ребенка опосредованно через дистанционное образование родителя. Так зародилась идея создания «Классиков».
«Классики» — это элемент системы электронного взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников. Выпуски «Классиков» — это маленькие видеоролики с иллюстрированными советами опытных педагогов нашего детского сада родителям, которые помогут им при общении и занятиях со своими детьми, которые транслируются в инфозоне нашего детского сада. Проект «Классики» успешно решает задачи эффективного использования ИКТ в повышении педагогической компетенции родителей.
Таким образом, работа Инфозоны решает две основные задачи — информационною и образовательную.
Работая по теме экспериментальной площадки, наша рабочая группа получила значимые результаты, востребованные временем, родительским и педагогических сообществом. Продукт нашей деятельности сразу вызвал интерес у коллег разных регионов и разработчиков цифровых инновационных платформ города Санкт-Петербурга. С 2016 года наш детский сад становится пилотной площадкой для апробирования и внедрения цифровой платформы «МАПА.рус»
Мы знаем, к сожалению, что детские сады до сих пор испытываю трудности в активном администрировании своих сайтов, в возможности сделать образовательный процесс детского сада действительно открытым для родителей. Так же детские сады испытывают затруднения в электронном проведении, обработке и хранению результатов мониторингов детей и опросов родителей. Некоторые детские сады продолжают испытывать трудности в техническом оснащении. В штатном расписании детских садов нет должности специалиста по ИКТ.
Сегодня мы представляем Вам уникальный опыт работы с цифровой платформой «МАПА.РУС».
Мобильное приложение или цифровая платформа «МАПА.РУС»- это простой и в тоже время многофункциональный инструмент, который решает задачи как по взаимодействию детского сада с семьями воспитанников, так и внутренние организационно-информационные и аналитические задачи самого детского сада.
Преимущество мобильного приложения в том, что Вам необязательно быть большим специалистом в области ИКТ, достаточно лишь иметь на руках телефоны Android или iPhone. Пользоваться приложением совсем просто, в этом Вы убедитесь, лишь только начнете с ним работать.
Что же может мобильное приложение ««МАПА.РУС»?
Возможности для Вас:
Прежде всего – это автоматическое накопление, хранение и анализ различной информации педагогической деятельности. На главной странице мобильного приложения есть рубрика «Анализ», где Вы всегда сможете выбрать отчетный или контрольный период времени и получить нужную для Вас информацию. У Вас появиться Возможность иллюстрировать таблицами и диаграммой Годовой публичный отчет, аналитические справки и результаты проведения самоанализа и оценки деятельности Вашей организации — система сама сделает это для Вас.
- Легко проводить, хранить и обрабатывать результаты мониторинга достижений детей (или, как говорим мы в нашем детском саду, результаты освоения образовательной программы):
Процедура проведения Мониторинга достижений детей с помощью «МАПА.РУС».
Целевые ориентиры (или ожидаемые результаты), заложенные в приложении, соответствуют ФГОС ДО, сгруппированы по областям развития и/или видам деятельности детей, а также по возрастным группам:
Результаты мониторинга хранятся в браузере, и Вы в любой момент можете «сгрузить» их на компьютер в ХL таблицы и распечатать на бумажный носитель.
Система не только хранит результаты мониторинга, она сгруппирует их по возрастам, по каждому ребенку, выдаст Вам результаты освоения программы в баллах и в %, высчитает % освоения всей программы, одного направления или отдельного критерия мониторинга.
Нашим педагогам останется только написать выводы и поставить новые задачи на последующий период.
Отметим, что критерии мониторинга (целевые ориентиры) могут быть изменены в соответствии с Вашей образовательной программой.
- С помощью приложения «МАПА.РУС» Вы сможете проводить любые опросы среди родителей, в т.ч. и по оценке качества образования в Вашем ДОУ. И здесь легче добиться 100% участия родителя в проведении опроса. Приложение и здесь просчитает все ответы в баллах и %, сама выстроит диаграмму, и Вы смело сможете отправить результаты в центр ОКО.
- Если Ваши педагоги будут пользоваться приложением «МАПА.РУС», то им не придется заполнять табель посещения детей, отмечая детей ежедневно в приложении, система сама просчитает дето/дни, количество пропущенных дней по болезням или другим причинам, воспитателям останется только распечатать табель и поставить подпись.
Возможности дистанционного взаимодействия и информирования родителей. Возможности для родителей: У родителей наших воспитанников появилась уникальная возможность получать информацию о своем ребенке на протяжении всего его пребывании в детском саду прямо к себе в карман – на свой мобильный телефон.
Через данное приложение воспитатель в любую минуту при необходимости может послать одному или сразу всем родителям группы сообщение, выслать фотографии с одним или всеми детьми с интересными моментами текущего дня, даже выслать видеоролик.
В рубрике «наши занятия» воспитатели и другие педагоги рассказывают содержание занятий, дают рекомендации о том, куда сходить, о чем поговорить или что почитать вместе с ребенком, чтобы все, о чем он узнал в садике, нашло подкрепление и дома, в кругу семьи…
Наши родители знают меню на завтра, знают, сколько времени провел ребенок на улице, сколько времени он спал сегодня. Это очень полезная информация для молодых родителей, она поможет правильно понять поведение своего ребенка и построить режим своего ребенка, не нанося ему вреда.
Благодаря мобильному приложению «МАПА. РУС», наши родители не пропускают ни одно важное сообщение от педагогов, администрации или медицинской сестры.
Возможно, Вам покажется, что работа по информированию родителей отнимает много времени или внимания педагогов? Это первое, на что обратили внимание наши родители, когда мы проводили для них презентацию приложения.
Но на самом деле система работает так, что в большинстве случаев, будет достаточно одного- двух нажатий.
Находясь с детьми, всегда можно сделать несколько кадров режимных моментов или любой самостоятельной деятельности детей (здесь могут подключиться помощники воспитателей), и тут же отправить фотографии в галерею или персонально одному из родителей.
Таким образом, образовательный процесс полностью открыт для семей воспитанников: родители могут получать всю информацию о ребенке и событиях в детском саду, могут видеть интересные моменты жизни своего ребенка, они могут задать личные вопросы, которые их волнуют.
Взаимодействуя через приложение «МАПА.РУС» детский сад создаст условия для участия семьи в образовательном процессе, педагоги и родители стали партнерами в воспитании ребенка, постоянный контакт помогает установить доверительные отношения между образовательной организацией и семьями воспитанников.
В нашем детском саду мобильное приложение «МАПА.РУС» стало не только дополнительным элементом электронной системы взаимодействия с семьями воспитанников, оно смогло заменить и оптимизировать усилия педагогов и всего коллектива в аналитической, информационной и просветительской деятельности.
Так, например, проводя мониторинг детских достижений, педагоги экономят свое время. Они не зависят от занятости персональных компьютеров (система единая, выход в нее с любого носителя, включая персональные планшеты и телефоны), могут заносить изменения в любое время, им не нужно разносить результаты по таблицам и высчитывать %. А, главное, что персональные результаты по ребенку можно сразу отправить его родителю одним нажатием кнопки.
Сделайте шаг в будущее – попробуйте поработать с приложением «МАПА.РУС», мы уверены — Вам понравится! Удачи!
Счастье и успех
С уважением, воспитатель группы «Звездочки» Алексеева Юлия Александровна
Иногда нам кажется, что для достижения счастья нам необходим успех. Ключевое слово «кажется»! Когда мы перестали их различать? Разберемся?
От чего зависит успех? Наверное, от достижения определенных целей, от достижения статуса в сообществе (будь то трудовой коллектив, класс, группа детского сада). Успех зависит от материально выраженных достижений, например, денег, наград, статусной одежды, домов, машин, развлечений…
Не всегда и не всем успех дается легко. Не случайно родственное ему слово – успевать. Успевать в гонке, успевать на поезд, успеть занять место (хорошо если не на «Титанике»).
Успех – это тяжелая работа, которая, возможно, принесет нам различные блага. Результат, безусловно, доставит нам удовольствие. И может быть даже иллюзию счастья. В общем, успех складывается из многого, в том числе от признания его другими людьми. О, как это для нас важно! Увы!
Почему же «увы»? Задумайтесь, иногда мы «ставим все на эту карту»! И даже не замечаем, что зависим от других людей, часто от тех, которые вообще нам не очень интересны, а иногда и не приятны. Мы выходим на битву с целым миром, чтобы доказать, что мы что-то значим, что «имеем право», что мы — «не тварь дрожащая». Суетимся, чаще разочаровываемся, чем выигрываем. Иногда приходится «идти по головам», идти на компромиссы, отказываться от своих убеждений, а иногда и от близких людей…
Счастье не зависит ни от чего. Счастье просто живет в нас. Для этого достаточно здоровья личного и здоровья наших близких, пожалуй. Вот и все. Мы бываем счастливы от совсем простых вещей, которые не зависят от денег и положения в обществе. Например, ясного утра, прогулки по лесу, когда можно держать за руку дорогого тебе человека. И от тепла его руки в тебе мурлычет счастье. А может быть счастье – это когда твой ребенок доверяет тебе свои тайны… А может быть, когда за большим столом собралась твоя большая дружная семья и все рады видеть друг друга.
Теперь я спрошу вас, когда вы думаете о том, как будет жить ваш ребенок, что представляется? Что пожелаете ему в будущей его жизни?
На эти размышления натолкнули меня наблюдения за несколькими поколениями родителей в детском саду. Многие, ах многие, даже не замечают, какое значение они придают успешности ребенка. Выступление на празднике с чтением стихов приравнивается к главной роли в Большом театре. И если вдруг стихов не досталось, то родитель переживает это как личное оскорбление, как интриги и «подковёрные» игры. Ребенок просто обязан быть на виду, должен везде выступать и участвовать. И совсем не важно, что для него самого это серьезное испытание. Здесь имеют значения амбиции родителей, ведь если ребенок успешен – успешен и родитель.
Такие же требования предъявляются к участию в различных конкурсах. Конечно, ведь наше чадо во всем должно быть талантливо, всем интересоваться, всегда должно быть занято достижениями!
Остановитесь! Чадо ничего не должно. Не должно доказывать, что вы успешный родитель. Да-да, это именно вам нужно. И внушая ребенку, что он должен быть везде и всегда лучшим, вы постепенно отдаляете его от себя.
Почему?
Первое – у ребенка формируется страх, что его любят только если он хорошо выступает, хорошо учится, занял первое место на соревнованиях. А значит, если что-то не так, то вы не будете его любить. Вам кажется, что этого не может быть? Вы ничего не знаете о детских страхах!
Второе – вы формируете в нем перфекционизм или комплекс отличника. На плечи своего ребенка вы возлагаете неподъемный груз – быть всегда и везде первым. А зачем? Человек в мире имеет свое предназначение. Будучи отличником по всем предметам, он не сможет сделать выбор. А вдруг он должен стать художником или великим музыкантом, но благодаря вам бьется над математикой и зубрит иностранные языки. Это время он мог бы использовать для своего призвания. Но нет! Он должен быть успешен везде! (Например, у Александра Сергеевича Пушкина была единица по физике! А сидел бы он с репетиторами? И не было бы у нас Пушкина. Был бы рядовой чиновник.)
Третье, самая главная ошибка современных родителей – ребенок должен быть всегда занят. Бесконечные кружки, секции, репетиторы. Нечего ему валяться на диване и слоняться по улице без дела. Мы растим успешного человека! Мы вкладываем в него, в его будущее! Вы «вкладываете» — не он! Это для вас он «должен» — не для себя! Это ваш выбор, ваши деньги… Ваш ребенок – банковский вклад? Значит он не живет своей жизнью, а живет ради вас и вашего благополучия? У него нет выбора, личного времени для мечты и фантазии? У него нет времени поговорить с вами о своих страхах, усталости. У вас нет времени поделиться с ним своими переживаниями или воспоминаниями. Вам некогда, у вас и вашего ребенка нет времени друг для друга. Что ж, тогда потом не удивляйтесь, что рядом с вами вдруг вырос абсолютно чужой человек. И учтите, не всегда вы будете соответствовать его представлениям о идеальных родителях. А не получится ли так, что ваш взращенный перфекционист, отдалится от вас?
Вы скажете мне, что в современном мире нельзя быть неуспешным. А я отвечу – можно. Главное быть счастливым, любящим, любимым. Любящим свое дело, которое сам выбрал и освоил. Бывает, что оно не приносит успеха, дохода, признания. А человек счастлив почему-то…
В конце концов не нам решать, что принесет счастье нашим детям. Только им. Не пытайтесь сконструировать их жизнь, не пытайтесь прожить то, что не удалось вам за счет детей. Не стоит огорчаться, если вдруг ваш ребенок не стал самым лучшим, талантливым, звездным. Ведь для вас то он будет все равно самым любимым.
Не сравнивайте его с другими – это больно и обидно.
Не выставляйте его на показ – не все готовы к этому.
Не стремитесь дать ему как можно больше – пусть научится добиваться и делать выбор самостоятельно.
А если вдруг, в вашей собственной жизни вы не смогли добиться успеха, богатства, признания, подумайте – может это и не самое главное?
И уж тем более не стоит добиваться успеха за чужой счет!
Счастья, здоровья и любви нашим детям! А успех – суета сует!
Личность формируется в семье.
С уважением, воспитатель группы «Паровозик» Симония Тамара Александровна.
«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А. Сухомлинский
Детство — это неповторимый период жизни каждого человека, именно на этом этапе происходит формирование личности человека. Развитие личности ребенка неразрывно связано с осознанием образа себя самого. Ребенок шаг за шагом получает представление о человеке вообще и о себе, как об одном из людей. Этому осознанию способствует включенность дошкольника в разные виды деятельности и общение.
Формирование личности ребенка напрямую зависит от взрослых людей, которые его окружают. Ребенок находиться в абсолютной зависимости от взрослых: родителей и воспитателей.
Основная цель работы дошкольного учреждения направлена на формирование физического и психологического здоровья, на творческое и интеллектуальное развитие ребенка в тесном взаимодействии с семьей для обеспечения полноценного формирования. От педагога, безусловно, зависит многое, ведь в стенах дошкольного учреждения ребята проводят значительную часть своей жизни. Поскольку воспитатель является для ребенка фигурой настолько значимой, именно на него ложится огромная ответственность за создание условий для личностного развития ребенка.
Воспитатели в игровой форме используют специальные методы и приемы для обучения детей. Игра — это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребёнка. В процессе совместных игр со сверстниками, у ребенка формируются важнейшие коммуникативные качества, необходимые ему в сфере общения и межличностного взаимодействия. Регулярное проведение совместных игр обогащает дошкольников новыми впечатлениями, способствует формированию навыков социальной компетентности, дает им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности.
Ребенок в дошкольном возрасте очень зависим от отношения к нему взрослых. Поэтому детям так важна двусторонняя поддержка, участие, интерес и внимание педагога и родителей к его делам и проблемам.
Далеко не секрет, что даже наилучшая система воспитания не может быть в полной мере эффективной, если в ней отсутствует взаимодействие с семьей. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. В полноценных и благополучных семьях вырастают гармонично развитые личности. Нерешенные детские проблемы становятся факторами, мешающими человеку развиваться. Ребенок учится быть членом общества, слушая и копируя родителей.
Дети копируют стили и модели поведения, роли, стратегии, тип мышления и выражения чувств значимых взрослых. Ценности и идеалы, позитивные и негативные (например, тревожность и мнительность) качества бессознательно перенимаются от родителей.
Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых – отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребёнка – чтобы его любили таким, какой он есть.
Именно в детстве закладываются все основы для дальнейшего развития и становления человека. Чем разносторонней и счастливей прошла детская пора, тем больше у человека будет в дальнейшем возможностей для самосовершенствования и построения счастливой жизни. И, наоборот, психологические травмы на ранних ступенях развития могут самым негативном образом откликнуться в будущем, могут даже сломать жизнь.
Очень важно, чтобы маленький человечек воспитывался в доброжелательной атмосфере, чтобы в процессе воспитания у родителей не было разногласий по поводу методов его воспитания, чтобы ребенок не был свидетелем конфликтов. В противном случае он может вырасти в асоциальную личность, наносящую вред не только окружающим, но и себе.
Дружная семья — это первичный коллектив, члены которого живут по принципу товарищества, сочувствия, взаимопонимания. Таким образом у детей начинает складываться не только любовь к семье, уважение к родителям и другим членам семьи, но и вообще к людям в целом. Воспитание детей – самая важная область нашей жизни, и как не вспомнить слова выдающегося советского педагога Антона Семеновича Макаренко: «Наши дети — это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети — это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Но и это не все: наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной…»
Только среди близких и родных ребенок чувствует себя защищенным. Он чувствует себя нужным и это даёт ему уверенность в себе. Помогает ему преодолевать трудности, справляться с неудачами.
«Семья – это важно! Семья – это счастье!» Берегите друг друга!
Что нужно знать о раскрашивании
С уважением, воспитатель группы «Кораблик» Гашкова Ирина Петровна
Сегодня мы поговорим о книжках-раскрасках. И не только о книжках! Сейчас в интернете можно найти много картинок для раскрашивания. Главное — подобрать для своего ребенка именно то, что ему подходит. Вот некоторые правила, которые следует соблюдать при выборе:
1. Картинка должна соответствовать возрасту ребенка:
-для малышей детали должны быть крупными, а для старших дошкольников в картинках должна присутствовать более подробная прорисовка изображения с множеством мелких деталей
-для младших дошкольников (3-4 года) формат листа для раскраски А5 (половина альбомного листа). Так малышу будет проще удерживать внимание, и будет проще добиться законченной картинки.
2.Раскраска должна быть интересна ребенку, соответствовать его знаниям, увлечениям и навыкам.
Итак, Вы принесли книжку – раскраску домой. Полистайте ее с ребенком, обсудите, что он хочет раскрасить в первую очередь, какими цветами. Не спешите отдать сразу всю книжку в работу. Возможно, следует копировать рисунки (на случай, если не получится у ребенка раскрасить с первого раза). А лучше всего разобрать книжку на отдельные страницы. Объясните ребенку, что необходимо закончить одну картинку и только потом перейти к следующей раскраске.
Вот Вы выбрали картинку… Давайте теперь обсудим, чем можно раскрашивать.
1.Не давайте для раскрашивания ребенку фломастеры. Зачастую, бумага под ними промокает и начинает просвечивать с обратной стороны. Значит, изображение на обороте будет испорчено. К тому же фломастер не выполняет главной задачи раскрашивания – постановка руки ребенка к письму.
2.Краски, в большинстве случаев, тоже не подойдут для раскрашивания. Так как бумага в альбомах – раскрасках не предусмотрена для воды.
3.Карандаши – самый лучший инструмент для раскрашивания. Но, обратите внимание, что они должны быть мягкие и хорошо заточенные. У ребенка должен быть большой выбор цветов и оттенков. Не скупитесь! Покупайте большие наборы цветных карандашей
4.Восковые мелки тоже нравятся детям за их яркость и мягкость. Но помните, они часто ломаются, и ребенок держит руку не всегда правильно. А нам надо подготовить руку малыша к школьному письму.
Теперь можно приступать непосредственно к раскрашиванию. Как научить ребенка правильно раскрашивать картинку? Обеспечить правильный хват, нажим. Избежать неаккуратностей в работе…
Что может быть лучше собственного примера? Покажите своему малышу правила штриховки:
-соблюдать одно направление движения карандаша
-не выходить за линию изображения
-работать разными цветами
Помните, раскрашивание – серьезная и кропотливая работа! Рука ребенка не сразу будет готова к ней. Делайте передышку во время работы, пальчиковую гимнастику. Разгружайте мышцы. Приучите ребенка всегда заканчивать начатую работу. Особенно удачные картинки можно снова собрать в красочный альбом или оформить в рамочку для домашней выставки.
Желаю Вам успеха!
О роли семьи в гендерном воспитании ребенка дошкольного возраста.
С уважением, воспитатель группы «Улиточка» Алемасова Анна Юрьевна
Гендерная идентичность – переживание человеком себя как представителя определенного пола. Становление гендерной идентичности — одно из направлений социализации человека, в процессе которой усвоенные гендерные роли с возрастом становятся все более сложными и устойчивыми. Первичная гендерная социализация ребенка начинается с момента рождения под влиянием социальных механизмов, а далее проходит через определенные этапы.
Известно, что в раннем возрасте ребенок начинает понимать, что он либо девочка, либо мальчик и обозначает себя соответствующим образом. В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Детям становится понятно, что мальчики становятся мужчинами, а девочки женщинами и это принадлежность к полу не изменится от ситуаций или личных желаний ребенка. Как показали проведенные исследования, все дети данного возраста знают свою половую принадлежность. Дети 4-5 лет имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют её по ряду признаков («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая причёска»); проявляют стремление к взрослению в соответствии с адекватной гендерной ролью: мальчик — сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка — дочь, внучка, сестра, мать, женщина. К 5 годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространённых мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах.
В условиях традиционного семейного воспитания универсальными ключевыми фигурами воспитания детей с учетом их гендерных особенностей выступают родители. Большинство ученых соглашаются с тем, что мальчики и девочки в процессе воспитания подвергаются разному обращению. С раннего детства у детей в зависимости от пола формируются и закрепляются качества личности, соответствующие нормативным представлениям о маскулинности-фемининности. У мальчиков — это активность, настойчивость, сообразительность, уверенность в себе, у девочек — уступчивость, пассивность, зависимость. Это же касается и полоролевого поведения детей. Девочкам обычно не дают играть солдатиками, пистолетами, мальчикам — куклами, детской посудой. Игрушки для девочек чаще связаны с миром дома, с выполнением стереотипных действий; мальчикам чаще покупают игры, стимулирующие фантазию, сообразительность, поисковую активность.
Главным фактором для успешного протекания гендерной социализации является наличие людей, служащих моделью поведения определенного пола и источником информации о половой роли. Мальчики при этом оказываются в менее благоприятной ситуации, чем девочки, потому что в раннем детстве мать обычно проводит с ребенком гораздо больше времени, а отца он видит реже и не в таких значимых ситуациях. Существует устойчивое мнение, что в первые годы жизни дети, независимо от пола, отождествляют себя с матерью и демонстрируют привязанность к ней. В дальнейшем, именно мальчику предстоит решить более трудную задачу: изменить первичную женскую идентификацию на мужскую, опираясь на культурные стандарты маскулинности и образцы поведения значимых взрослых мужчин.
Формирование гармоничного для пола поведения требует одновременного восприятия ребенком обеих ролей: мужской у отца и женской у матери. Полоролевая идентификация происходит не только через копирование аналогичной роли взрослого, но и путем противопоставления, через противоположную роль родителя другого пола. Дошкольники активно включены в процесс первичной гендерной социализации, осуществляемой в первую очередь семьей. Семья закладывает основы для формирования гендерных представлений и предпочтений, хотя в общем полной осознанности и критичного отношения к получаемой информации у ребенка еще нет. Общеизвестно, что присущая ребенку-дошкольнику способность к подражанию позволяет ему рано выбрать среди окружающих его взрослых определенный образец поведения. Сначала он имитирует некоторые внешние признаки поведения того человека, которого выбирает в качестве образца для подражания, затем происходит более глубокое «приравнивание» себя к личности человека-образца. При этом ребенок заимствует не только образцы некоторых действий и внешние отличительные признаки, но и такие сложные качества личности, как доброта, мягкость, отзывчивость или решительность, мужественность, стойкость. Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка — женственности матери, и делают они это без каких-либо особых наставлений. Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся вести себя с людьми противоположного пола.
Таким образом, для ребенка дошкольного возраста большую роль в процессе социализации играет, прежде всего, семья. Происходит идентификация со взрослым и имитация его поведения, правда, пока что только внешняя, без рефлексии и полного осознания особенностей собственной гендерности. Соответствующее внушение со стороны взрослых, поощрение поведения, соответствующего полу ребенка и порицание несоответствующего, обучение стандартам своего пола способствует первичному усвоению детьми гендерных норм и ценностей, закрепленных в культурных традициях.
В наши дни родительская семья по-прежнему остается важнейшим институтом социализации дошкольников, ей принадлежит ведущая роль в личностном развитии детей дошкольного возраста. Но при этом на процесс социализации сказывается как развитие системы общественного дошкольного воспитания, так и изменение структуры и функций самой семьи (ослабление традиционной роли отца, занятость женщин, сокращение количества детей в семье, преобладание нуклеарных семей и т.д.), а также нередкое желание родителей переложить ответственность за развитие личности собственного ребенка на плечи учреждений дошкольного воспитания.
Уважаемые родители, пусть наши женщины будут образцом хозяйки, любящей и любимой жены, заботливой матери, а мужчины –символом мужественности, трудолюбия, мудрости и надежности.
Театральные игры с детьми дошкольного возраста
С уважением, воспитатель группы «Сказка» Киселева Ольга Владимировна
Организуя театральные игры с детьми дошкольного возраста, мы часто наблюдаем случаи отказа детей от участия в этом виде деятельности. Если же детей спросишь, почему они не принимают участие в общей игре, они мотивируют свой отказ тем, что им это не интересно. Однако опыт работы показывает, что в игре хотят участвовать все дети, но некоторые из них в силу своих психологических особенностей бояться принять участие в групповой деятельности.
Таким образом, возникает вопрос?
— как привлечь детей к театральным играм?
— как помочь им преодолеть неуверенность в себе?
Важным является то, что — надо вовремя помочь ребенку справиться с возникшими проблемами.
В этой ситуации на помощь ребенку могут придти куклы и театрализованные игры, так как они никого не могут оставить равнодушными. Хотелось бы познакомить со специальным методом, который можно использовать в работе с неуверенными детьми. Это метод куклотерапия. Он основан на процессах идентификации ребенка со смелым героем мультика или сказки. Если у ребенка есть любимый персонаж, то можно этим воспользоваться и рассказать ему «в лицах», как этот персонаж попадает в страшную историю и справляется с ней. Ребенок идентифицируется в процессе прослушивания сказки или просмотра мультика с героем, которому симпатизирует.
Необходимо добиться того, чтобы сказка захватила ребенка, и он сочувствовал бы основному герою (идентифицировался с ним). По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка должно возрастать (для этого сюжет надо построить по «нарастающей», с разрешением проблемы в конце, а достигнув максимума, смениться бурными поведенческими эмоциональными реакциями (плачем, смехом.) и снятием напряжения. После завершения «спектакля» ребенок почувствует облегчение и, скорее всего, освободиться от страха и неуверенности в себе. Таким образом, главная задача здесь стоит в усилении напряжения, которое постоянно испытывает ребенок, до такой степени, чтобы оно могло перейти в новую фразу – расслабление. Важно, чтобы в рассказе было начало, кульминация (когда главному герою что-либо угрожает) и развязка (герой побеждает).
Выдающийся русский психолог Л. С. Выготский писал: «Не следует забывать — основной закон творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что дети создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».
Большое значение для ребенка имеет театральная деятельность «Игра в сказку». Ценность театральной деятельности в том, что она помогает детям зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого не возможно полноценное восприятие художественной литературы. Драматизация служит для ребенка средством проявления артистических способностей, развития речи, морального опыта. Игра в театр очень близка ребенку, стремящемуся все свои переживания и впечатления выразить в действии.
Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших детей интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями, радостью творчества. Стремимся к тому, что навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.
Особенности среднего возраста.
С уважением, воспитатель группы «Паровозик» Покровская Ирина Владимировна.
Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки, вы с вашим малышом поднялись еще на одну ступенечку в важном деле взросления — перешли в среднюю
группу. Что же ждет нас в этом году, чем порадуют нас наши дети, и как мы можем помочь им в сложный (это как обычно – еще ни один период жизни ребенка не был
признан взрослыми легким и безоблачным) и очень интересный этап.
Итак, ребенку исполнилось 4 года. Он увереннее двигается, говорит, все больше стремится к самостоятельности. Он действительно многое может и
умеет. Но самое главное, он считает, что может уже все на свете, что он самый умный, сильный и вообще почти «всемогущ»! А, чтобы убедить в этом всех окружающих,
приписывает себе те качества, которыми совсем не обладает. А все потому, что 4-5 лет—это возраст развития воображения, возраст «фантазий». В этом возрасте
можно услышать много «интересных» историй и о нем самом, и об окружающих его людях, и о невероятных событиях, в которых он участвовал. От нас с вами (взрослых
и разумных) требуется только одно – понимание того, что это не ложь, а выдумка. А разница между ними проста, но очень существенна. Ложь всегда корыстна, она
всегда направлена на получение какой-то личной выгоды. А выдумка не приносит ребенку никакой внешней ощутимой пользы, но важна для решения его личных
внутренних запросов.
Такой расцвет фантазий связан с еще одной особенностью возраста 4-5 лет – способностью ребенка выходить в познании окружающего мира за рамки
того, с чем ребенок уже сталкивался лично, за пределы его личного опыта. А потому так важно – чем мы, взрослые, начнем заполнять открывшиеся «горизонты». И тут
не может быть ничего лучше, чем книга. Читайте детям, рассказывайте свои истории, сочиняйте вместе сказки. Это не только «наполнит» ребенка новыми знаниями, но
и разовьет его эмоционально, психически, так как непременно вы вместе будете сопереживать – радоваться, бояться, сердиться, грустить. И будьте готовы отвечать
на бесчисленные вопросы: « Почему? Зачем? А что, если? Для чего?» Не надо «отмахиваться» от этих вопросов односложными ответами. На свой вопрос «почему?» ребенок
рассчитывает услышать действительно «почему так, а не иначе», ведь он начинает понимать не только смысл новых вещей и явлений, но хочет знать — что хорошо, что
плохо, что такое счастье, любовь (ведь его все так любят!).
Ближе к 5 годам у ребенка уже в достаточной мере сформировано эстетическое восприятие – он прекрасно видит «красиво – не красиво». И поэтому
к данному возрасту он из былого «всемогущего» может превратиться в сомневающегося и не уверенного в своих силах, потому что очень хорошо осознает, что
получилось-то «не красиво». Ему уже не достаточно самого процесса:» Я могу! У меня получается!», теперь не менее важен результат его трудов.
Неудачи обескураживают ребенка и могут сформировать неуверенность в себе, и тогда он предпочтет безопасное «ничего не буду делать, лишь бы не
ошибиться и не сделать неправильно». Поэтому для ребенка так важны наше бережное участие и принятие любых результатов его маленьких «трудов». Хвалите его
старание, стремление сделать лучше (только не льстите), верьте в него — и он поверит в себя!
Самое большое желание у всех нас, чтобы наши дети выросли добрыми, отзывчивыми, правдивыми людьми. И только от нас с вами зависит, как у
ребенка будут сформированы эти качества, как он будет общаться с миром, как будет познавать его, и будет ли у него вообще интерес к этому познанию.
Желаю всем нам терпения и понимания, что ребенок имеет право быть таким какой он есть (со всеми его особенностями и «непохожестями» на других),
а не таким, каким мы хотим его видеть.
Веселая прогулка или подвижная игра сегодня
С уважением, воспитатель группы «Ромашка» Кулагина Ирина Юрьевна
Все знают о значении подвижной игры в жизни ребенка, в его развитии. В наше время роль подвижной игры возрастает во много раз в связи с тем, что современные дети ведут малоподвижный и малообщительный образ жизни. Подвижная игра, это не только развитие движений, укрепление и оздоровление организма, но и средство общения, приобретение коммуникативных и социальных навыков. Игра имеет воспитательный эффект для ребенка: она воспитывает силу воли, стремление к победе, формирует умение уступать друг другу, договариваться, в игре ребенок приобретает важный опыт проигрыша и неуспеха, учится преодолевать разочарование и добиваться лучших результатов. В работе нашего детского сада мы серьезно и вдумчиво подходим к организации и планированию проведения подвижных игр. В рабочем плане педагога есть особый раздел, где педагоги подбирают игры по темам, задачам двигательного развития, объему и нагрузки, по возрасту и сезону, планируют спортивные соревнования и досуги, дни здоровья. Дети играют в подвижные игры в группах в рамках занятий, на физкультуре, на музыкальных занятиях, на зарядке и, конечно, на прогулках. Мы продолжаем искать новые формы организации и активизации подвижной игры с детьми.
С этого года раз в месяц у нас проходит “Веселые прогулки”, когда в один день группы собираются вместе и вместе играют. проводят в отличии от других дней, одну-две подвижные игры и эстафеты. Для детей выносят дополнительный игровой и спортивный инвентарь и оборудование, приходит сказочный или мультяшный герой, например зимой — это Снеговик, который веселит ребят и играет с ними в новые, не знакомые игры, катается с ними на горке. В младших и средних группах это может быть кукла би-ба-бо (мишки, зайчика, котенка).
На площадке играет веселая музыка. Эта прогулка вызывает у детей много радости, поднимает настроение, что и является главной целью таких прогулок — вызвать у детей чувства удовлетворения от движения, общения, положительных эмоций. По методике проведения прогулки подвижные игры проводят в конце прогулки, но я играю с детьми сразу после наблюдения за природой и погодой. Это организует детей, сплачивает их коллектив, сохраняет добрые отношения и хорошее настроение на оставшееся время прогулки.
На территории нашего детского сада есть хороший, небольшой стадион со специальным покрытием, где я и провожу игры со своей группой. У нас в группе запланированы две-три игры в месяц, чтобы выучить слова сопровождающего текста, закрепить правила игры и выучить считалки. В этом, конечно, нам помогает веселый, народныйзажигательный фольклор. Речевое сопровождение игр помогает развить память детей, учит их подчиняться правилам, знакомит с народными традициями.
Наблюдая за своими малышами, я замечаю, что они с удовольствием идут играть, просят поиграть в наиболее полюбившиеся им игры, а иногда сами организуют и проводят игры.
В своей работе я использую такие игры, как «Мыши и кот», «Мышеловка», «Зайка беленький», «Баба снежная стоит», а весной и осенью, «Золотые ворота», «У медведя во бору» и другие. Еще я заметила, как детям нравится совместные игры с воспитателем, когда он включается в игру наравне с ними, например, в снежки. Я сама с удовольствием включаюсь в такие игры, вожу вместе хороводы, беру на себя роль водящего, но чаще по считалке мы выбираем детей на эту роль.
Я уверена, что подвижная игра занимает важное место в жизни и развитии ребенка, что роль ее не уменьшается, а возрастает с каждым годом, что воспитатель – это тот человек, который передаст искусство и культуру дворовой подвижной игры ребенку, сохранит ее для бедующих поколений.
Играйте вместе с детьми, это сближает коллектив детей, доставляет им радость, делает их здоровыми и счастливыми…