О музыкальном воспитании детей раннего возраста.
Музыкальный руководитель ГБДОУ№3
Почкаева Надежда Геннадьевна
Музыка – источник особой детской радости. В раннем возрасте ребёнок открывает для себя не только красоту музыки, но и её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя свой творческий потенциал. Раннее знакомство с музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию.
Главной и практически основной задачей музыкального воспитания детей раннего возраста является развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. На этих ярких впечатлениях и образах базируется и развитие активности в детском музыкальном исполнительстве, и музыкально-творческие проявления детей. Ребенок раннего возраста отличается недостаточной уравновешенностью нервных процессов, поэтому он быстро утомляем. Необходимо часто менять виды деятельности во время занятия, использовать сюрпризные моменты и задействовать все анализаторы детей. Одно действие должно сменять другое. Но для того, что ребенок не переутомился, активные действия должны чередоваться со спокойной деятельностью.
Движение должно всегда сочетаться с музыкой, например, в танцах для малышей, в подвижных играх с песенками и пальчиковых играх, в детской гимнастике и игре на детских и шумовых инструментах.
Подвижные, пальчиковые и ролевые игры, звукоподражания и игра на детских шумовых инструментах, гимнастика под музыку и пение – необходимый вид деятельности для малышей. В таких играх с другими детьми и взрослыми ребенок использует и развивает многие свои способности. Улучшается его общее физическое развитие, укрепляется мышечный корсет, формируется осанка. Развивается музыкальный слух, ритм и музыкальная память. Формируются навыки вербального и невербального общения. Ребенок учится принимать решения, добиваться взаимопонимания, идти на компромиссы, он развивается эмоционально, у него формируется готовность и умение действовать в коллективе. Развиваются навыки мелкой и крупной моторики, а, также зрительные слуховые, тактильные способности к восприятию.
Маленькие дети плохо разговаривают, они ограничены в своих действиях, но эмоции, которые они испытывают гораздо ярче, чем у взрослых людей. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Она способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно; достаточно только сыграть грустную мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов.
На втором году жизни дети начинают петь отдельные слова или последние слоги, и только на третьем году жизни – целые фразы. Но всю песенку, весь куплет или два вместе с вами, и даже с музыкальной поддержкой (аккомпанементом) поют далеко не все. Если вы видите, что ваш ребенок не справляется с этим, это не говорит об отставании или отсутствии музыкальных способностей у вашего ребенка. Музыкальное развитие идет у всех по-разному; большую роль играют здоровье, речь, общее развитие вашего малыша и то, как вы сами воспитываете его.
Раннее музыкальное образование подразумевает не только знакомство ребенка с инструментами и музыкой, но и общее развитие психики малыша. Ведь все новое привлекает детей, и если это новое станет таким прекрасным, как музыка, то оно привлечет ребенка и станет частью его духовной жизни в будущем.
Формирование у детей потребности в культурном досуге.
Музыкальные занятия, включающие основные виды музыкальной деятельности, проводятся два раза в неделю в каждой возрастной группе. Дети поют, двигаются под музыку, играют на детских музыкальных инструментах. Результаты совместной деятельности педагога и ребёнка вы можете видеть на праздничных утренниках. Вы наблюдаете развитие ребёнка, его успехи в танцах, пении, музыкальных играх, музицировании на различных инструментах. Только раздел восприятие музыки остаётся за рамками виденного.
Слушание музыки является отдельным, очень важным разделом музыкального воспитания, где дети воспринимают музыку вне движения и игры. Именно со слушания начинается приобщение ребёнка к музыке, развиваются его музыкальные предпочтения, а в дальнейшем музыкальный вкус.
Умение воспринимать музыку не является врождённым, оно формируется и развивается в процессе музыкальной деятельности. Работа по слушанию музыки у детей ведётся планомерно, происходит на основе приобщения детей к миру звуков и воспитания потребности в слушании музыки.
На музыкальных занятиях дети слушают русскую и зарубежную классическую музыку, лучшие образцы современной музыки, приобщаются к народному творчеству. Дети узнают о жизни и творчестве композиторов, получают сведения о форме музыкального произведения, о средствах музыкальной выразительности, учатся творчески высказываться о музыке.
Благодаря этому расширяется и обогащается их музыкально-слуховой опыт, осуществляется умственное воспитание, получает развитие эмоциональная сфера ребёнка. Дети становятся восприимчивыми к тончайшим изменениям в характере и настроении музыки. Это помогает им чувствовать и понимать свои эмоции, а также чувства другого человека, что в дальнейшем поможет детям приобрести необходимое качество в жизни –эмпатию (способность понимать другого человека, сопереживать ему).
На музыкальных занятиях дети слушают музыку в живом исполнении, в записи звучат лучшие образцы выдающихся оркестров и музыкантов. Работа по слушанию музыки имеет продолжение на вечерах развлечений: дети регулярно посещают концерты Детской филармонии и воспитанников детской музыкальной школы. Чтобы работа по развитию музыкального восприятия стала систематической и целенаправленной, мы рекомендуем развивать это направление и в семье.
В репертуаре многих музыкальных театров нашего города можно увидеть спектакли, концерты и специальные проекты для детей. Маленькие петербуржцы и их родители имеют счастливую возможность посещать спектакли Мариинского, Михайловского театров, Театра оперы и балета Консерватории, Театра музыкальной комедии; Большой зал Филармонии, Малый зал филармонии им. М.И. Глинки, спектакли Детской филармонии, Детского музыкального театра «Зазеркалье» и «Карамболь». Такая совместная культурно-досуговая деятельность способствует не только эстетическому воспитанию детей, обогащению их жизненного опыта, но и формирует потребность в культурном досуге как особом виде наслаждения и отдыха. Воспитывая эту потребность у ребёнка, вы закладываете фундамент будущей счастливой жизни, наполненной стремлением к эстетическим переживаниям, радости творческого самовыражения.
Афишу театра «Зазеркалье» можно посмотреть на сайте www.zazerkal.spb.ru
Дети учатся исследовать музыкальные звуки.
На музыкальных занятиях детям доставляет огромное удовольствие слушать выразительную музыку, участвовать в коллективном пении. Пение – один из самых любимых видов музыкальной деятельности. Благодаря слову песня доступнее детям по содержанию, чем любой музыкальный жанр. Но художественный образ, мысли и чувства музыкального произведения только в том случае будут правильно переданы и эмоционально восприняты, если музыкальное произведение прозвучит чисто и правильно, т.е. если песня будет чисто интонирована.
Говоря о чистом интонировании детьми песни, мы имеем в виду прежде всего точное воспроизведение ими звуковысотного рисунка мелодии музыкального произведения. Для Способность различать высокие и низкие звуки, движение мелодии вверх и вниз имеет особое значение в развитии музыкального слуха, т.к. музыкальный слух по самому существу звуковысотный. улучшения качества пения большое значение имеет развитие музыкального слуха и вокальных навыков.
Одним из самых доступных приёмов обучения умению различать звуки по высоте является «опредмечивание» — определение высоких звуков, как маленьких, а низких, как больших.
Проигрывая небольшие попевки в высоких и низких регистрах, предлагаем детям угадать — какая кошка мяукает: маленькая или большая и какой у неё голос. При этом можно использовать различные игрушки или рисунки – большие и маленькие петух, кошка, собака и т.д. Педагог поёт звукоподражание высоко или низко, а ребёнок должен правильно указать игрушку и пропеть соответствующие звуки. Дети, подражая голосу взрослого, сами повышают интонацию, что помогает им найти более естественный звук в пении.
На музыкальных занятиях дети поют песенки и упражнения из «Музыкального букваря» Н.А.Ветлугиной, «Маленькие песенки» Е.Н. Тиличеевой. И если малышей мы подводим к понятию «высоко-низко», то дети старшего возраста самостоятельно определяют высоту и длительность звука, направление мелодии. В качестве пособий используются металлофон, фланелеграф, музыкальная лесенка. Дети также жестом показывают движение мелодии, отдельные звуки. Старшие дошкольники используют дифференцированный жест.
Взаимодействие различных анализаторов (слухового, зрительного, двигательного) при исследовании музыкального звука позволяет ребёнку создать более полную картину звукового явления, особенности звука. Помимо развития музыкального слуха, в процессе различения и сравнения звуков у детей концентрируется внимание, развивается мышление.
Для того чтобы ребёнок закрепил полученные звуковые впечатления, желательно дома иметь некоторые детские музыкальные инструменты, имеющие звукоряд: металлофон, ксилофон (деревянные пластиночки), свирель, блокфлейту.
На сайте shaltay0boltay: Н.Ветлугина «Музыкальный букварь» Вы можете ознакомиться с содержанием музыкального пособия «Музыкальный букварь», рассмотреть вместе с ребёнком иллюстрации и выполнить некоторые упражнения из 1 (донотного) раздела.
Создаём семейный оркестр.
Музыкально-творческое развитие детей происходит наиболее успешно, если, помимо музыкальных занятий в детском саду, этому уделяется должное внимание и дома. Одним из видов музыкального взаимодействия родителей и ребёнка может стать семейное музицирование. Совместное музицирование развивает не только музыкальные способности ребёнка, но и его коммуникативные качества: дружелюбие, общительность. В процессе такой музыкальной деятельности создаётся особая атмосфера творчества, доверительности, формируются ориентиры на семейные ценности.
Музыкальные инструменты составляют самую привлекательную для детей область музыки. Интересно, что сама музыка ассоциируется у них с инструментом, а не пением, поскольку пение не выделяется детьми из речи. Благодаря инструменту ребенок с раннего детства приобщается к миру музыки.
Первыми в вашем оркестре могут стать простые и удобные в игре ударно-шумовые инструменты: маракасы, колокольчики, бубенчики, бубны, барабанчики. Приёмы игры на них представляют собой такие естественные движения, как покачивания, встряхивания, удары. На этих инструментах вы сможете вместе с ребёнком подыгрывать музыке, звучащей в аудиозаписи или же в живом исполнении, если в семье есть музыкант.
Пополнить свой оркестр можно за счёт самодельных инструментов. Изготовление инструментов – увлекательный процесс совместного творчества, позволяющий ребёнку понять «природу звука» — откуда и как он появляется. Разнообразие используемого материала позволяет создать целый спектр инструментов с различными голосами – тембрами. Вслушивание в звучание каждого инструмента способствует формированию у детей тембрового слуха и слухового внимания; развитию познавательной активности.
Игра на детских музыкальных инструментах способствует также развитию мелкой и средней моторики рук, координации музыкального мышления и двигательных функций организма. В процессе музицирования в любом коллективе развиваются такие волевые качества как выдержка, настойчивость, целеустремлённость, усидчивость. В дальнейшем эти качества, а также развитое слуховое внимание будут способствовать успешной учебной деятельности ребёнка в школе.
Возможность приготовить из природного и бросового материалов достаточное количество самодельных инструментов позволяет объединить в музыкальное действие всех членов семьи. Выступление семейного оркестра может украсить любой домашний праздник!
Ознакомиться со способами изготовления самодельных инструментов можно на сайте: ta-vi-ka.blogspot.ru
С уважением, Эндер Татьяна Степановна — музыкальный руководитель
Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста.
Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Во время восприятия музыки человек совершает заметные или незаметные движения, соответствующие ее ритму. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого и дыхательного аппаратов. Часто они возникают бессознательно, непроизвольно. Попытки человека остановить эти движения приводят к тому, что либо они возникают в другом качестве, либо переживание ритма прекращается вообще. Это говорит о наличии глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, о моторной природе музыкального ритма.
Восприятие ритма, а следовательно, и музыки – это активный процесс. Иначе говоря, всякое полноценное восприятие музыки никогда не является только слуховым процессом. Оно всегда – процесс слухо-двигательный.
Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Музыка – эмоциональна. Ритм – одно из выразительных средств в музыке, с помощью которого передается ее содержание, поэтому чувство ритма составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Характер музыкального ритма позволяет передавать мельчайшие изменения настроения музыки и тем самым постигать музыкальный язык. Таким образом, чувство ритма – это способность активно воспринимать музыку, чувствуя ее эмоциональную выразительность, и точно воспроизводить ее.
Так как чувство ритма образует основу эмоционального восприятия музыки, для воспроизведения ритма и характера музыки применяют все виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры. Большой возможностью в развитии у детей чувство ритма обладает элементарное музицирование т. к. является одним из любимых детьми видов музыкальной деятельности.
Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют, музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм) .
Элементарное музицирование с дошкольниками предполагает широкое использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям дошкольного возраста. Кроме того, они составляют самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Техническая легкость игры на шумовых, ударных инструментах, их способность тотчас же откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через нее – к простейшей импровизации.
В процессе игры на детских музыкальных инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический и чувство музыкальной формы.
Кроме этого, музицирование является важным источником постижения системы средств музыкальной выразительности, познание музыкальных явлений и закономерностей. Оно способствует развитию тонкости и эмоциональности чувств. Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения. У них активизируется музыкальная память и творческое воображение. Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, сосредоточенность, внимание, усидчивость, благоприятное эмоциональное состояние.
Как слушать музыку с ребенком 3х-4х лет
Как долго?
Внимание ребенка 3—4 лет к непрерывно звучащей музыке устойчиво в течение 1—2,5 минут, а с небольшими перерывами между пьесами — в течение 5—7 минут. Слушание может быть более или менее продолжительным в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, его физического состояния.
Как?
Заранее приготовьте магнитофон и диск. Найдите пьесу, которую вы будете слушать. Определите силу звука. Музыка не должна звучать громко! Предупредите членов семьи, чтобы было тихо и чтобы в комнату во время звучания музыки не входили. Пригласите ребенка слушать музыку, можно позвать также и кого-то из членов семьи. И дети, и взрослые слушают музыку сидя.
Когда
Выберите удобное для ребенка и взрослого время в течение дня (когда ребенок не увлечен игрой, не возбужден приходом кого-либо в дом, хорошо себя чувствует). Лучше всего — после завтрака или дневного сна. Доверяйте ребенку! Он воспринимает классическую музыку по-своему. Не навязывайте малышам ваше толкование той или иной пьесы. Музыка — самый субъективный вид искусства. Ведь и мы, взрослые, воспринимаем одну и ту же пьесу по-разному. Давайте предоставим такое право и детям. Да, ребенок очень мал, но практика доказала: он СЛЫШИТ, СЛУШАЕТ и ХОЧЕТ СЛУШАТЬ!
Музыкальные произведения для слушания дома
— П. Чайковский. Танец маленьких лебедей (оркестр, дир. Е. Светланов). —Ж. Рамо. Курица (клавесин, исп. Г. Пишнер). —П. Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик» (оркестр, дир. Г. Рождественский). —Д. Шостакович. Вальс-шутка (флейта и фортепиано). Интермеццо, Мурзилка (фортепиано, исп. В. Постникова) —Г. Свиридов. Музыкальный момент. Весна (из Муз. иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель») (фортепиано, исп. А. Бунин, оркестр, дир. В. Федосеев).
Консультация Штокаловой Е.В.
Дыхательная гимнастика Стрельниковой.
В процессе музыкальной деятельности (певческой, ритмической и двигательной), важное значение необходимо уделять правильному дыханию. Одним из элементов музыкального развития в наших занятиях является дыхательная гимнастика.
Дыхательная гимнастика Стрельниковой оказывает на организм комплексное воздействие: положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; способствует рассасыванию воспалительных образований, восстановлению нормального крово- и лимфоснабжения, устранению местных застойных явлений; укрепляет весь аппарат кровообращения; является профилактикой различных деформаций грудной клетки и позвоночника; повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, оздоровляет нервно-психическое состояние.
Упражнения стрельниковской дыхательной гимнастики активно включают в работу все части тела: руки, ноги, голову, тазовый пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д. — и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма. Возрастает потребление кислорода, повышенную потребность в котором называют «жаждой кислорода». И так как в этой гимнастике все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе), в результате усиливается внутреннее тканевое дыхание и повышается усвояемость кислорода тканями. Одна из главных заслуг стрельниковской дыхательной гимнастики заключается в том, что она восстанавливает нормальное физиологическое дыхание через нос.
Особенно чувствителен к недостатку кислорода детский организм — отсюда кислородное голодание, снижение аппетита, нарушение обмена веществ. И в результате – общие расстройства здоровья и физического развития.
Стрельниковская дыхательная гимнастика способна улучшить ваше состояние и настроение. Захочется танцевать, петь, смеяться и радоваться жизни! Ведь совсем не случайно она получила название «актерская гимнастика». В считанные минуты (а актеры часто делают упражнения прямо перед выходом на сцену, стоя за кулисами, уже в гриме и костюме) она создает особое психоэмоциональное состояние, при котором появляются смелость и уверенность в себе, ощущение свободы и раскрепощенности всего тела. Человек ощущает колоссальный эмоциональный подъем!
Советы родителям и няням – о музыкальном воспитании ребенка.
Музыка очень важна для жизни человека. Психологи говорят, что музыка помогает пережить горе, грусть, депрессию, музыка приносит радость, музыка помогает настроиться на другую волну, более возвышенную и духовную. Раньше детей в семьях дворянства обязательно учили музыке, не все из них хорошо играли на музыкальных инструментах, но, получив хорошее музыкальное воспитание – разбирались в музыке и умели ее понимать и ценить.
Няня или кто-то из родителей могут выполнять с ребенком под веселую, ритмичную музыку различные физические упражнения. Музыка создаст необходимый энергичный фон для ребенка, поможет ребенку почувствовать ритм. Включать спокойную, плавную музыку, без слов во время выполнения ребенком рисования, лепки и еще когда ребенок учится писать. Психологи установили, что когда в первом классе учителя включали классическую музыку, в то время, когда дети учились писать, то движения детей становились более плавными и они лучше сосредоточивались на выполнении заданий. Ребенок научится танцевать, хорошо двигаться под музыку, чувствовать ритм каждой мелодии, кроме того, ребенок посредством танца общается с няней или родителями без слов, что важно для наилучшего взаимопонимания. Можно пригласить к ребенку профессионального преподавателя музыки и проверить, есть ли у ребенка музыкальный слух, способности к обучению игре на музыкальном инструменте. Если есть, и, еще, что очень важно, желание играть, тогда можно учить ребенка музыке с преподавателем. Если у ребенка нет никакой заинтересованности к игре на музыкальном инструменте, то не настаивайте, потому что, в противном случае, это может вызвать обратную реакцию и ребенок будет всю оставшуюся жизнь вспоминать о том, как его заставляли играть на пианино, ругали и может относиться к музыке с отвращением. Музыкальные способности + добровольное желание ребенка играть! Не обязательно учить играть ребенка только на пианино, можно попробовать нежную флейту, романтичную гитару, энергичные барабаны, скрипку и т.д. Попробовать разное, чтобы почувствовать, какой музыкальный инструмент ребенку больше по душе. Пойте ребенку колыбельные песенки, пойте их сами перед сном, а также ставьте ему их послушать в профессиональном исполнении. Пойте с ребенком различные песенки, легкие для запоминания, песенку «Крокодила Гены», «Винни Пуха», другие песенки из мультфильмов. Играйте с ребенком в музыкальные игры, например, кружитесь с маленьким ребенком в ритме вальса, или играйте под музыку в «Ладушки- ладушки – где были – у бабушки» или под энергичную музыку играйте в игру «испекли мы каравай – вот такой ширины – вот такой высоты» или «Мы едем-едем-едем в далекие края – хорошие соседи-хорошие друзья» или «Море волнуется раз – море волнуется два – фигура замри» и т.д. Можно включать определенные мелодии для поддержания режима дня, например, колыбыльные – сигнал для ребенка, что пора идти спать, веселая песенка Винни Пуха – пора собираться на прогулку, песенка «Антошка – готовь к обеду ложку» – пора есть, другая мелодия – время игр и т.п. Это особенно важно для маленького ребенка, который не умеет говорить или плохо говорит. Если ребенок часто болеет простудными заболеваниями, кашляет или у него астма, то ребенку обязательно надо чаще петь или учиться игре на флейте. Это помогает детям справиться с проблемами дыхания, держать определенный ритм дыхания. Музыка помогает, если у ребенка речевые дефекты. В таком случае, ребенку лучше всего чаще петь, это может помочь справиться с заиканием, с речевыми проблемами. Если ребенок гиперактивный – ему надо чаще ставить слушать спокойную музыку. Если у ребенка что-то болит, то можно дать ему послушать красивую мелодию без слов, и поглаживая больное местечко, приговаривать «у сыночка (у дочки) не боли, боль – скорее уходи». Этот старинный способ заговаривания боли отвлекает, успокаивает ребенка, дает «обезболивающий эффект», а дети постарше уже сами будут так «заговаривать боль». Покупать ребенку музыкальные игрушки, самому маленькому – мелодичные погремушки, затем музыкальных кукол-неваляшек, музыкальных пупсиков, детям постарше – музыкальные игрушки посложнее. Чаще слушать с детьми различную красивую музыку: классическую – Моцарта, Чайковского, Грига, Шумана, Шуберта и др.; этническую, народные песни; музыку природы – пение птиц, звуки моря; мягкое, мелодичное пение; красивую, романтичную музыку без слов; красивые, выразительные оперные арии; джаз; блюз. Хорошо, когда няня или родители слушают музыку вместе с детьми, но можно периодически и оставлять ребенка наедине с музыкой. Рассказывайте ребенку о различных композиторах, об их интересных судьбах, а затем поставьте ребенку послушать музыку этого композитора. Рассказывайте о разных музыкальных инструментах, обязательно сопроводив свой рассказ музыкальными комментариями. Учите ребенка чувствовать музыку, подскажите ему, что музыка отражает настроение, пусть он сам подберет ту музыку, которая соответствует его разным ощущениям и разному настроению. Это поможет ребенку научиться быстро и правильно разбираться в своих чувствах и правильно слышать музыку своей души. Музыка может помочь справиться с горем, с бедой ребенка. Психотерапевт Вайлет Оклендер рассказывает историю о том, как песня про умирающего гуся помогла маленькой девочке смириться с гибелью любимого кота. Веселые, энергичные мелодии помогают детям справиться с чувством страха. Существуют различные музыкальные обучающие программы: обучение иностранному языку при помощи песенок, обучение цифрам, буквам, правилам дорожного движения и т.п. Такие программы также можно использовать в музыкальном воспитании ребенка. Воспитывайте при помощи музыки воображение ребенка, например, попросите ребенка что-то представить под данную мелодию или нарисовать те образы, цвета, которые возникают у ребенка при прослушивании какой-либо мелодии. Пусть родители или няня ходят с ребенком на различные музыкальные спектакли. Можно пойти с ребенком на балет «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Золушка», ребенку может быть трудно высидеть его полностью – но тогда можно посмотреть хотя бы часть. Можно ходить на мюзиклы, детские музыкальные спектакли, где много танцуют и поют, в театр оперетты. Смотрите с ребенком различные музыкальные фильмы по телевизору или на DVD, где также много поют, танцуют. Например, «Мэри Поппинс, до свидания», «Мама», «Синяя птица», «Звуки музыки», «Поющие под дождем», «Серенада Солнечной долины», мультфильмы Уолта Диснея «Фантазия», «Золушка», «Спящая красавица», «Русалочка», «Красавица и чудовище» и др., музыкальные мультфильмы «Волк и семеро козлят на новый лад», «Пластилиновая ворона», «Коробка с карандашами», «Щелкунчик», «Контакт» и т.д. Объясняйте ребенку, что музыка – многообразна и для каждого случая существует своя музыка: для радости и для грусти, для общения и для веселья, для отдыха и для работы, и что важно уметь подбирать музыку соответственно ситуации и настроению. Кроме того, ребенку обязательно надо объяснить, что громкая музыка может мешать остальным и что та мелодия, которая нравится ребенку, необязательно понравится другим. И еще, даже если ребенку очень нравится музыка, не стоит, чтобы музыка звучала в доме целый день, иначе из источника радости и умиротворения она быстро станет обыденностью и ее перестанут замечать.
О пользе участия родителей в жизни детского сада.
Петербургская семья, оказавшись сегодня в эпицентре многих кризисных процессов общества, нуждается в особом внимании со стороны государственного дошкольного учреждения.
Педагогическая поддержка семьи предусматривает разнообразные формы реализации права родителей на информацию: овладение конкретным опытом организации детских игр и содержательного досуга ребенка, укрепление психического здоровья детей.
В нашем детском саду существуют разнообразные формы взаимодействия с семьей. Для родителей особенно интересны открытые мероприятия, где они могут понаблюдать за достижениями своего ребенка. Это открытые занятия, досуги и праздники.
На протяжении всего учебного года родители приглашаются на просмотры праздников, организованных для их детей. Это праздники Осени, Новогодней елки, Мамин день — 8 марта, Весенний праздник. Для детей подготовительных групп организуются праздники – Выпуск в школу.
Праздник – это яркое событие в жизни детей и взрослых. Оно несет ребенку и взрослому радость. Воспитатели принимают активное участие в праздничном утреннике. Наряду с воспитателями некоторые роли могут исполнять также и родители.
В нашем детском саду ежегодно проводятся совместные досуги для родителей с детьми, где родители являются полноценными участниками педагогического процесса. Вместе с детьми они поют, танцуют, играют, выполняют задания. Такая форма проведения досуга очень сближает родителя и ребенка. Если в начале родители чувствуют себя скованно, напряженно, то, как правило, к концу такого мероприятия все раскрепощаются, настроение поднимается и время летит незаметно.
Совместные досуги очень нужны, как детям, так и взрослым. Совместная творческая деятельность объединяет родителей с детьми, налаживает контакт, улучшает взаимопонимание.
Такие досуги можно проводить и дома. Пригласите в гости друзей. Продумайте и подготовьте заранее веселые конкурсы. Приготовьте маленькие сувенирчики для всех участников. Хорошо, если это будут поделки, выполненные совместно детьми и родителями. Ожидание праздника ничем не хуже, чем сам праздник.
В последнее время в петербургских семьях обозначилась новая тенденция: праздновать дни рождения и другие семейные праздники не дома, а где-нибудь в «Макдональдсе» и т.п. Детей веселит клоун, а родители смотрят, фотографируют, снимают на видеокамеру. То есть не принимают никакого непосредственного участия в празднике. Но праздник происходит только здесь и сейчас. Так давайте веселиться вместе с детьми, а не быть сторонними наблюдателями.
Я призываю всех родителей не стесняться и принимать активное участие в жизни нашего детского сада и наших мероприятиях, ведь это помогает сплочению семьи и улучшению отношений между Вами и Вашим ребенком.
Влияние музыкального слуха на способности детей.
Как развить у ребенка способности, которые необходимы для успешного обучения? Как развивать способности к математике, изучению языков, как научить малыша думать, самостоятельно принимать решения?
Оказывается, для этого надо развивать музыкальный слух!!!
Хорошо развитый музыкальный слух предполагает хорошо развитые восприятие, внимание и память — как раз те способности, которые необходимы для обучения в дальнейшем! Начните развивать музыкальные способности своего ребенка как можно раньше, ведь без развития любая способность угасает.
Учеными разных стран доказано, что музыкальные способности проявляются одними из первых; установлено, что слушание музыки с раннего детства и обучение игре на музыкальных инструментах оказывает большое влияние на процесс формирования головного мозга, стимулирует активность мозговых клеток, то есть повышает возможности мозга — интеллект.
Занятия музыкой интересны малышам, так как на них ребенок много двигается, много слушает, много играет и при этом многому учится!
Не существует препятствий для тех, кто хочет заниматься музыкой!
Дорогие мамы, папы, бабушки и дедушки!
Если Ваш ребенок ходит в детский сад, то Вы наверняка ходите на праздники. И это замечательно, ведь Вы сможете еще раз убедиться в том, какой Ваш ребенок красивый, умный, талантливый и сообразительный! А чтобы и Вы, и ребенок не испытали чувство разочарования после праздника, достаточно соблюдать несколько простых правил:
Готовьтесь к утреннику!
Если в детском саду Вас попросили что-то купить для утренника или подготовить костюм для ребенка, не отказывайте. Воспитание ребенка — процесс непрерывный и многогранный, и в нем должны принимать участие, как работники детского учреждения, так и родители. Тогда результаты наших общих усилий будут заметны.
Придерживайтесь правил!
Детский сад — это учреждение с определенными правилами. Вас могут попросить надеть бахилы, снять верхнюю одежду. Это делается для удобства и поддержания чистоты. Приходите на праздник вовремя. Не заставляйте Вас ждать и задерживать общий праздник.
Постарайтесь не нарушать правила детского сада, тем более, что это совсем не сложно.
Приходите на праздники в детский сад!
Ваш приход крайне важен для ребенка! Ведь он хочет, чтобы именно Вы оценили его успехи, именно Вы слушали, как он читает стихи и поет. Для ребенка принципиально отличается выступление перед зрителями «вообще» и выступление перед зрителями, среди которых есть родной и любимый человек. Если все же никто из членов семьи не может присутствовать на празднике, то обязательно предупредите об этом ребенка, не обнадеживайте его и не обманывайте. Кто-то из родителей будет снимать утренник на видеокамеру — попросите потом копию записи, ведь сейчас, в век цифровых технологий, это сделать очень просто. Семейный просмотр записи праздника сможет стать компромиссным решением этого вопроса.
Не обесценивайте старания вашего ребенка!
Для ребенка праздник — это серьезное и очень ответственное событие. Он долго готовился, репетировал. И он, конечно же, волнуется! Поддержите его, скажите, что Вы им гордитесь. Пусть он во время выступления что-то забыл или перепутал, не обращайте на это внимание и не сравнивайте своего ребенка с Машей, Сашей, Дашей или Мишей. Ваш ребенок — самый лучший и самый талантливый! И он должен понимать, что вы думаете именно так и никак иначе.
Все дети талантливы и способны, только каждый по-своему.
Участвуйте в празднике!
Очень часто сценарии наших детских праздников предполагают интерактивность. Детям и родителям предлагают конкурсы, задания, совместные игры и танцы. Не отказывайтесь от участия! Вашему ребенку будет очень приятно. Желаем Вам и Вашим детям интересных праздника и хорошего настроения!
В помощь родителям от музыкального руководителя
Современная семья и музыкально-эстетическое воспитание.
От взрослых, воспитывающих ребенка в детстве, зависит, на сколько разносторонне и активно будет его развитие в дальнейшей жизни. С этим утверждением соглашаются и психологи, и педагоги. На протяжении дошкольного возраста совместная деятельность с детьми пап, мам, бабушек и дедушек позволяет повысить качество образования детей и использовать потенциальные возможности каждого ребенка. Итак, в каждой современной семье для повышения уровня музыкально-эстетического воспитания, могут служить опорой следующие задачи музыкального развития:
ВОСПРИЯТИЕ И СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ.
Формировать восприятие музыки во взаимосвязи с живописью и театром. Поддерживать интерес к прослушиванию музыкальных произведений. При обсуждении детьми прослушанного, акцентировать внимание на нравственно-эстетической оценке музыкального содержания.
Для достижения данной задачи должны быть организованы и созданы условия для прослушивания.
1. технические средства (музыкальный центр, магнитофон и тд .)
2. музыкальный репертуар (диски и др.)
3. создание комфортной, спокойной обстановки в помещении, где ребенок слушает музыку
4. совместные семейные походы с детьми в театр, на концерты (детская филармония, театры кукол и др)
5. домашняя фонотека
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Старайтесь как можно чаще создавать ситуации для танцевальной импровизации Вашего ребенка, поддерживайте интерес к музыкально-двигательной деятельности, используйте музыку для проведения физических упражнений (например, во время утренней зарядки).
При обсуждении балета, танцев, увиденных фильмов, театральных постановок, после посещения концерта обращайте внимание детей на красоту движений, возможности языка жеста, мимики, позы, пантомимы.
Для достижения данной задачи рекомендуется:
1. Посещение театральных постановок, концертов, совместный просмотр концертных телепередач, соответствующих возрасту ребенка, с дальнейшим обсуждением.
2. Выполнение профилактических физических упражнений под музыку.
3. Использование самостоятельных и совместно подготовленных танцевальных композиций на семейных праздниках, а также танцевальных импровизаций.
ПЕНИЕ
Поощряйте певческие проявления ребенка. Направляйте его интересы на исполнение песен, доступных по содержанию и музыкальному языку (небольшие по объему, яркие мелодии в удобном для детского голоса диапазоне). Старайтесь ограничить голос ребенка от излишних нагрузок (не петь “взрослых” песен с большим диапазоном мелодий). Как можно чаще устраивайте совместные дуэты (с мамой, папой, бабушкой), это формирует любовь к пению и песням.
Для достижения данной задачи рекомендуется:
1. Домашняя коллекция аудио и видеодисков с любимыми мелодиями.
2. Коллекция караоке-записей для совместного исполнения любимых мелодий на семейных праздниках.
3. Беседуйте с детьми о впечатлениях, полученных на музыкальных занятиях, о новых понравившихся песнях. Попросите их спеть, пусть ребенок научит вас этим песням.
ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ
Создайте условия для элементарного музицирования на простейших музыкальных инструментах в домашних условиях. Возможно приобретение набора музыкальных инструментов, таких, как: барабан, ложки, трещотки, колокольчики, бубен, металлофон и многих других.
Предлагайте творческие импровизации, близкие интересам ребенка (идет дождик, шумит ветерок, гремит гром и другие).
Для достижения данной задачи, необходимо:
1. Материальное обеспечение (приобретение музыкальных инструментов, создание музыкального уголка, совместное создание музыкальных инструментов из подручных материалов)
2. Создание условий для самостоятельного музицирования (не отвлекайте ребенка и не исправляйте его шумовые и ритмические фантазии)
3. Создавайте шуточные шумовые оркестры из подручных материалов на семейных праздниках. Это будет интересно и Вашему ребенку, и Вашим друзьям и родственникам.
Итак, сделаем выводы:
Способствуйте обогащению духовного мира своего ребёнка, более эффективному развитию его музыкальных способностей, эмоциональной отзывчивости и формировании музыкальной культуры в целом.
При активном музыкально-эстетическом воспитании в семье важно использовать разнообразные формы музыкальной деятельности, участвовать в различных мероприятиях детского сада, связанных с музыкальным развитием. Поэтому, приглашаем Вас принимать участие в детских праздниках, досугах и развлечениях. Это всегда приносит радость и отличные эмоции Вашим детям!
Для родителей и детей группы «Умный малыш».
В основе всех проводимых музыкально-развивающих занятий для детей лежит игра, которая развивает наглядно-образное мышление, произвольное внимание, память, речь, расширяет кругозор, ассоциативное мышление, а также определяет дальнейшее психологическое, эмоциональное, интеллектуальное развитие ребенка. Конечно, большое внимание оказывается подвижной игре, этот элемент обязателен на музыкальном занятие. Ведь активная игра – источник радости, одно из лучших средств общения детей между собой, в коллективе.
На наших музыкально-развивающих занятиях дети начинают понимать себя и окружающий мир, они становятся более уверенными, у них повышается самооценка, они находят первых своих друзей. Занятия направлены на обучение навыкам общения. Присутствие мам и пап на занятиях с детьми до 2,5 лет очень приветствуется. Мы просим родителей участвовать в занятиях, потому что считаем, что ребенок в этом возрасте неотделим от взрослого. Присутствие близкого человека на занятиях обеспечивает состояние комфорта и безопасности, необходимое малышу для успешного обучения. Ведь мама является лучшим учителем для малыша. Поэтому, чем активнее она проявляет себя на наших занятиях, общаясь с ребенком и включаясь в совместные игры, тем полезнее для малыша будет проводимое обучение в группе раннего развития.
Для малышей от 1 года до 3.5 лет предлагаются комплексные музыкально-развивающие занятия длительностью 20 минут. Занятие включает в себя элементы логоритмики, ритмопластики, подвижные игры, где ребенок учится слушать музыку, двигаться под нее, слышать ритм, реагировать движениями тела на изменение темпа и настроения музыки, контролировать свои движения, концентрировать внимание. Дети знакомятся с музыкальными инструментами, учатся различать их по звучанию, играть на них, включаться в музицирование через жест, движение. Разучивают песни, стихи, что стимулирует развитие речи и речевого аппарата к произнесению всех групп звуков. Учатся навыкам совместной игры с другими детьми. Важная роль в процессе музыкального развития ребенка до 2.5 лет на занятии отводится родителям, поскольку от их участия зависят успехи малыша. Родители привлекаются к выполнению всех упражнений, полезных для развития ребенка. Все вместе поют, танцуют и играют. Дети подражают своим мамам, папам, бабушкам и с радостью играют с ними.
Приходите на наши занятия в хорошем настроении, с улыбкой на лице – это помогает вашему ребенку получить положительные эмоции и необходимые навыки.
С уважением, Штокалова Елена Владимировна — музыкальный руководитель