С уважением, Кулагина Ирина Юрьевна, воспитатель группы «Ромашка».
Если Вы хотите развить у своего ребенка способности к математике, то это можно делать прямо дома, в любое свободное время. Конечно, вы можете купить развивающие игры, передать их ребенку и успокоить себя, что Вы уже сделали все что надо. Но помните, что развивающие игры привлекают ребенка, как правило, как средство общения с Вами, таких игр не должно быть много, играть в них надо не часто, на досуге, не заставляя ребенка, но и не отказывая ему, если он предлагает Вам с ним поиграть. Часто развивающие игры для ребенка – это не развлечение, а работа, поэтому не удивляйтесь и не расстраивайтесь, если ребенок не часто играет с ними.
Надо понимать, что математика – это не только счет, цифры и геометрические фигуры, прежде всего – это умение группировать предметы по разным признакам, умение сравнивать, находить закономерности (явные и не явные). Для этого ребенку необходимо иметь доступ к наборам разных предметов. Это могут быть коробочки с пуговицами, катушками, клубками. Для мальчиков интересными будут папины накопители с шурупами, болтами, саморезами. Дети часами могут сидеть рассматривать предметы, сравнивать их сортировать. Не мешайте им, не вмешивайтесь в их деятельность. Именно так формируется самостоятельное логическое мышление.
Маленькие дети с удовольствием занимаются подборкой крышек для кастрюль и мисок, любят составлять их в стопки, расставлять в разном порядке. Если Вы дадите им крупную фасоль, орехи, другие крупы, покажите, как с помощью ложки, совка и воронки можно пересыпать их из одной емкости в другую – Вы создадите условия для эксперимента с объемами, мерками. Такая манипуляция поможет ребенку сформировать чувство времени, веса, поможет развить глазомер, твердость руки, координацию, уверенность в себе.
Любая деятельность в быту помогает развить математические способности, только не отстраняйте ребенка, а действуйте совместно, определяя для ребенка значимое для него место.
Готовясь к завтраку или ужину, предложите ребенку расставить тарелки для всех членов семьи, для этого придется пересчитать и людей и тарелки, и вилки и другие предметы, соотнести количество одного с другим, сориентироваться на плоскости стола, в пространстве. Чтобы действия нравились ребенку необходимо показать значимость его действиям («кроме тебя никто так хорошо не накроет на стол», «ты — главный помощник для меня»). Усложните задание: доверьте малышу резать хлеб на столько частей, сколько людей его едят, (папа ест два куска, мама — один, а ты – половику). Делая бутерброды к завтраку или, собираясь на пикник, спросите, сколько нужно бутербродов, чтобы хватило всем, а если все захотят по два бутерброда? В таких действиях мы поможем ребенку научиться считать, пересчитывать, умножать, делить и не в знаковый системе, а опосредованно, т.е. понимать смысл и значение математических операций.
Готовясь к празднику (день рождения или Новому году), детям постарше предложите красиво сложить салфетки: найдите в интернете схемы сложения салфеток, зарисуйте их, предложите потренироваться и удивить бабушку или папу красивой формой салфетки. Предложите ребенку вместе испечь печенье, объясните, что для этого понадобится тесто, сделанное по рецепту. Расскажите, что такое рецепт, пусть ребенок сделает тесто самостоятельно. Здесь вы сформируете, навык работы по заданию и предложенному алгоритму, навык работы с меркой или весами. Когда ребенок из теста формочкой будет вырезать печенюшки, он научиться действовать рационально: обратите внимание ребенка, что надо тесто резать так, чтобы печенья получилось как можно больше, а отходов, как можно меньше.
Для мальчиков более значимым будет действия совместно с папой: пусть папа подключит сына к ремонтным работам, постройкам, покажет, как работать с измерительными приборами и инструментами: отвесами, линейкой, циркулем. Под каким углом завинчивать шурупы, на каком расстоянии прибивать гвозди и т.д. Возможно папа найдет в себе мужество и сделает вместе с сыном кормушку для птиц или полочку для книжек. Тогда, операций будет гораздо больше.
Когда Вы привыкните доверять ребенку, относиться к нему, как равному члену семьи, не переключать его внимание на телевизор, видео или компьютер, вы тогда сами почувствуете, что ребенок – это не обуза, а реальный помощник, что он может реально многому научиться и делать «взрослые» дела.
Главное не раздражаться, не торопиться, не ждать, что сразу все получиться у Вашего малыша, но показать что все хорошо, что у Вас не сразу все получается. Научитесь получать удовольствие от общения и совместной деятельности со своим ребенком.
Успехов Вам и удовольствия!