Физкульт.руководитель

Инструктор по физической культуре
Новикова Алина Евгеньевна

(Высшее образование)

Нужны ли детям соревнования?

Это информация для тех родителей, у которых дети занимаются не профессиональным, а любительским спортом. В профессиональном спорте детям в любом случае придётся участвовать в соревнованиях, а в любительском спорте участие в соревнованиях дело добровольное.

Часто соревнования — становятся стрессом для организма, так как требуют больших физических затрат и эмоционального напряжения.

В связи с этим у родителей могут возникать сомнения, нужно ли ребёнку принимать участие в соревнованиях. Я часто слышу от родителей высказывания по поводу переживания возможного проигрыша или не удачи своего ребёнка. Боясь негативных эмоций своего малыша, родители отказываются от участия ребенка в соревнованиях.

Соревнование — это не только победы или проигрыши, это еще работа в коллективе, в команде, общение со сверстниками-единомышленниками, это новые знакомства, это достижение новых результатов, преодоление себя, это возможность показать себя родителям (что для маленького ребёнка является большим стимулом), это сам процесс проведения соревнованием.

Мы, взрослые, должны понимаете, что в жизни бывают не только солнечные дни и вкусные конфеты, и не от всех неприятностей мы сможем защитить своих детей. Всегда будет кто-то, кто сильнее, быстрее, ловчее, в этом нет ничего плохого.

Зато мы можем научить ребенка справляться с трудностями и неудачами, отрицательными эмоциями: соревнования – хорошая возможность научить детей преодолевать поражение.

Не лишайте его такого опыта, ребёнок справится с эмоциями, особенно с вашей помощью. Участвуйте и не сомневайтесь. Любые соревнования закаливают и воспитывают характер, как взрослого, так и ребёнка.

Соревнования- это хорошая мотивация для ребёнка собраться и показать лучший результат.
Не бойтесь, что Ваш ребёнок расстроится из-за проигрыша, этот опыт должен быть у него, и очень важно, что бы он смог пережить это с Вашей поддержкой. Постарайтесь объяснить ребёнку, что в соревнованиях всегда есть победители и проигравшие, здесь для него важна Ваше позитивное отношение и Ваша уверенность, что в бушующем он обязательно сможет победить.

Физические упражнения для ребёнка 1-3 лет

Как только ребенок встает на ножки и начинает ходить, он встречается со множеством проблем.

Вот на полу прямо перед ним лежит игрушка, а нужно идти дальше. Как поступить? Наклониться и взять? Не получается. Обойти?

Перешагнуть? А как? И ребенок пробует и падает, поднимается – и снова все повторяется, потому что пока подводят несовершенные еще чувство равновесия и координация движений.

Но они вырабатываются, тренируются в самостоятельной деятельности малыша и с помощью взрослых, когда они помогают ему преодолевать препятствия или показывают, как это делается. И конечно же с помощью гимнастики.

Выполнять различные упражнения вы можете с малышом на прогулке, играя с ним: вместе перешагивая через камушки, лужицы или поваленное дерево, помогая поднять изукрашенный осенью кленовый лист.

С вашей помощью малыш может ходить по бревну, подниматься на площадку по наклонной плоскости или по маленькой лестнице – такие приспособления есть на детских площадках возле домов.

Да мало ли что еще можно придумать! Важно помогать малышу освоиться и чувствовать себя уверенно.

В гимнастических комплексах ребенок отрабатывает те движения, тренирует те группы мышц, которые нужны ему более всего на том или ином возрастном этапе. С учетом этих потребностей и составляют гимнастические комплексы.

Проводя занятия с ребенком, не забывайте о том, что дети раннего возраста, несмотря на их подвижность, активность, огромную энергию, быстро устают от однообразных движений. Поэтому не следует повторять упражнения многократно, добиваясь правильного выполнения какого-либо движения. Лучше не спешить, чтобы не отбивать у ребенка желания заниматься.

Следует учитывать и то обстоятельство, что движения, осваиваемые с помощью гимнастических комплексов, пока трудны для маленького ребенка, к тому же и внимание у него развито еще недостаточно и он быстро утомляется.

К выполнению сложных упражнений, как обычно, переходят постепенно, начинают с более простых. При первых же признаках усталости занятие прекращают.

Когда ребенку исполнится 2 года, с ним можно заниматься утренней гимнастикой. Если вы будете выполнять упражнения вместе с малышом, занятия для него приобретут особую прелесть.

Для маленьких детей утренняя гимнастика – средство, тонизирующее все органы и системы. Она помогает ребенку хорошо переносить дневную нагрузку.

В утреннюю гимнастику можно включать такие упражнения:

  1. ходьба по комнате в течение 1 минуты;
  2. потягивание с прогибанием туловища – 3–4 раза;
  3. приседание – 3–4 раза;
  4. наклоны туловища влево и вправо – по 2–3 раза;
  5. бег по комнате – 12–15 секунд;
  6. спокойная ходьба в течение 1 минуты.

Следите за осанкой ребенка. Осанка, или привычная поза, зависит не только от взаимного расположения отдельных частей тела, но и от положения позвоночного столба и развития мышц, которые удерживают его.

По мере роста ребенка, приобретения им умения удерживать голову, сидеть и стоять образуются три изгиба позвоночника: в шейном отделе (направленный выпуклостью вперед), в грудном (обращенный назад), в поясничном (с выпуклостью вперед).

Это нормальные, или физиологические, кривизны позвоночника, которые обеспечивают правильное положение внутренних органов, предохраняют их от толчков и сотрясений, поскольку такие изгибы позвоночника позволяют ему пружинить и удерживать тело в состоянии равновесия.

Постепенно наряду с физиологическими кривизнами у ребенка возникает и привычное положение головы, плеч, лопаток, грудной клетки, живота, то есть формируется осанка.

Двух– и трехлетний ребенок с правильной осанкой голову держит прямо, плечи у него расположены на одном уровне и немного развернуты, грудь немного выдается вперед, живот подтянут, ноги в коленных суставах прямые.

У детей раннего возраста нарушения осанки выражены нерезко, но для них характерны: увеличение шейных и грудных изгибов позвоночника; слегка опущенная голова; опущенные и несколько сведенные вперед плечи; запавшая грудная клетка; лопатки, отстающие от спины; отвисающий живот; ноги, согнутые в коленях. Такая осанка производит впечатление неряшливости. Она является основой для развития стойких деформаций позвоночника.

Для формирования правильной осанки с детьми в возрасте от года до трех нужно выполнять упражнения с мячом, обручем, палкой, веревкой, мешочком, булавой, на ящике, горке, скамейке. Эти упражнения гармонично развивают мускулатуру.

Огромную пользу детям этого возраста приносят занятия на домашнем спортивном комплексе. Занятия эти необычайно увлекательны, развивают ловкость и сообразительность детей, укрепляют мышцы.

Условия для физкультурных занятий те же: хорошо проветренная комната, тихая ритмичная музыка, отсутствие отвлекающих внимание ребенка предметов и звуков. Температуру воздуха можно несколько снизить – до 20°C. В теплое время года занятия лучше проводить на открытом воздухе. Ребенок должен быть одет на занятиях так, чтобы он мог легко и свободно двигаться, не перегреваясь.

Детишки в раннем возрасте с удовольствием занимаются и некоторыми спортивными упражнениями. В 1,5–2 года ребенку можно купить трехколесный велосипед с педалями на переднем колесе (без цепной передачи). Он должен быть легким, иначе малышу с ним не справиться. Ребенок, даже научившись ездить на нем, поначалу долго кататься не сможет – непрерывные поездки будут занимать 10–15 минут.

Катание на велосипеде приносит большую пользу малышу: мышцы его ног становятся крепкими, тренируются сердечно-сосудистая и дыхательная системы, увеличивается выносливость.

Зимой малыши с удовольствием катаются на санках с небольших пологих горок или по ровным дорожкам. Поскольку это занятие детям очень нравится, они скоро начинают справляться с санками самостоятельно: поднимают их на горку и скатываются с нее. Это упражнение укрепляет дыхание и сердечно-сосудистую систему. Малыш приобретает уверенность в себе, становится смелым.

Двух– и трехлетнего малыша можно учить ходить на лыжах. Поначалу могут пригодиться короткие и легкие пластмассовые лыжи, на которых ходят без палок. Затем ребенка ставят на настоящие маленькие лыжи, а несколько позже учат обращаться с палками.

Во время занятий зимой на улице за ребенком нужно внимательно следить. Если вы заметили, что малыш вспотел, сразу же уведите его домой и переоденьте в сухую одежду. Иначе разгоряченный и потный ребенок, когда он устанет и будет меньше двигаться, переохладится и простудится. Но постепенно одевайте малыша все легче.

Подбирайте одежду таким образом, чтобы ему при активном движении не было жарко.

Закаливание ребёнка 1-3 лет

Закаливание воздухом проводится во время утренней и лечебной гимнастики, когда малыш занимается без верхней одежды или в одних трусиках. Пользуются и таким приемом: одну из комнат проветривают, чтобы температура в ней была 17–18°C. Ребенок вбегает в нее и возвращается в теплую комнату, и так несколько раз.

Полезно, чтобы малыш играл дома в одних колготках или только в рубашке.

Разрешайте ему бегать по квартире босиком. Летом же на даче или в деревне пусть ваш ребенок не обувается или почти не пользуется обувью. Ходьба по земле и траве босиком не только приятна – она является прекрасным средством закаливания и эффективным способом профилактики плоскостопия.

В начале 2-го года жизни к уже известным водным процедурам можно добавить ванны для рук. Малыши обычно охотно играют в воде и с водой. Ребенку можно предложить попускать кораблик в тазу или искупать куклу. Первоначальная температура воды 28°C, постепенно ее снижают до 20°C. После процедуры руки ребенку вытирают насухо.

С полутора лет можно приступить к обливанию ног или ножным ваннам, эти процедуры проводят после дневного или ночного сна. Ноги у ребенка перед ванной должны быть теплыми. Исходная температура воды летом 33–35°C, зимой – 35–36°C. Ее снижают на 1°C через 4–5 дней и доводят до 22–24°C. Продолжительность ванны от 1 до 3 минут.

В этом же возрасте ребенок может принимать душ. Но это сильно возбуждающая процедура, и ее не стоит проводить детям с неустойчивой нервной системой. Таким малышам лучше продолжать влажные обтирания или обливания. Температура воды при душе и обливании первоначально 35°C летом и 36–37°C зимой. Постепенно ее снижают до 25°C и 28°C соответственно.

Если ваш малыш хорошо переносит душ, можно использовать более сложную смену температур. Например, поставив ребенка под теплый душ на 3–5 секунд, снизить температуру воды до комнатной, а затем снова поднять ее. Постепенно разность температур увеличивают, а их смену доводят до 4–5 раз.

С 2 лет ребенок может купаться в водоеме. Это наиболее сильное из закаливающих средств. На малыша одновременно действуют большая масса воды, солнечная радиация, воздух. Начинают купание с кратковременных погружений, затем продолжительность его увеличивают до 2–3 минут. Рекомендуется, чтобы ребенок 2–3 лет купался не более 1 раза в день при температуре воздуха 25–26°C и температуре воды 23°C.

Когда ребенок впервые встречается с большой массой воды, он может испугаться. В таком случае не нужно заставлять его заходить в воду. Лучше постарайтесь преодолеть его страх во время игры. Побегайте с ним по морскому песку, поиграйте в «догонялки» с волнами, пособирайте камушки, ракушки, которые приносят волны.

Малыш должен успокоиться и привыкнуть к обилию воды. И лишь понемногу вместе с вами он начнет заходить в воду, сначала по щиколотку, затем глубже. Обратите его внимание на то, что камушки под водой ярче, красивее, а песчинки «бегают». Пусть он поиграет в мелкой воде у берега.

Как и при других закаливающих процедурах, при первых же признаках переохлаждения купание прекращают, ребенка досуха вытирают махровым полотенцем и отводят в тень.

Дети от года до трех уже могут играть под прямыми лучами солнца. Но будьте осторожны. Следите за ребенком, особенно в начале лета, пока его кожа не привыкла к солнечным лучам.

Если вы находитесь на пляже, где поток солнечного излучения очень интенсивен, ребенку лучше играть в тени. Даже и в этом случае у белокожего малыша может случиться ожог. Поэтому ребенка в первое время нужно периодически одевать. На голове у него должна быть легкая белая панама.

Если он покраснел, стал потным, у него появилась одышка, дайте ему попить, оботрите его влажной тканью, умойте, уведите в прохладное место.

Источник: Оздоровление ребенка 1-3 лет

ГБДОУ детский сад 3 Московского района СПб