Индивидуальная Электронная карта как механизм преемственности между ДОО и семьей воспитанников в развитии ребенка.
Старший воспитатель ГБДОУ детский сад№3 Московского района СПб Новикова Ю.Е.
В наше время невозможно прожить без информационно компьютерных технологий. Компьютерные технологии уверенно шагнули сначала в школу, а потом в детские сады. И, хотя ИКТ и технические средства не первый год и даже не первый десяток лет используются в образовании, они до сих пор остаются инновационными, т.к. возможности их безграничны.
Использование Интернета в работе ДОО решает и выполняет сразу несколько современных задач и требований: открытость образовательной организации, расширение информационного пространства для всех участников образовательного процесса, поддержка образовательных программ, распространение и диссеминация педагогического и административного инновационного опыта, хранение, обработка и обмен информационными данными и многое другое.
Работа официальных и внутренних сайтов образовательных организаций, рабочие страницы в социальных сетях помогают организациям создать условия для участия родителей в жизнедеятельности ДОО, решать задачи по преемственности между воспитанием ребенка в детском саду и семье.
Семья, и дошкольное учреждение — два важных института социализации и развития ребенка. Процесс развития дошкольника непрерывен, он не заканчивается при выходе из стен детского сада, а продолжается, и в не меньшей степени, дома, в семьях воспитанников. Воспитательная функция семьи наиболее значима для формирования личности ребенка, она имеет свои особенности, но для полноценного формирования и развития личности маленького человека необходимо взаимодействие педагогов и родителей в воспитательном процессе ребенка, преемственность задач и методов его развития.
Пребывание и развитие ребенка в стенах образовательных организациях процесс коллективный, а в нынешних условиях большого города даже массовый. Однако, общество, государство и сам родитель предъявляют требования индивидуализации педагогического процесса, построения индивидуальных маршрутов развития каждого ребенка. В индивидуализации нуждается, прежде всего, и сам ребенок. Как же решить это противоречие?
Как же сделать процесс развития каждого воспитанника индивидуальным и непрерывным. На наш взгляд, решить такое противоречие может помочь родитель, он должен стать, вернее, он и есть главный и основной педагог своего ребенка. Родитель решает, что он хочет для своего ребенка или, что необходимо для его ребенка, он подбирает возможные пути и условия для реализации своих целей в воспитании своего сына или дочери.
Конечно, детский сад должен помочь родителю: выявить особенности ребенка, его сильные и слабые стороны, подобрать и рекомендовать стиль общения, методы взаимодействия, подсказать, что ребенку необходимо на данном этапе развития, сделать так, чтобы желания родителей по развитию своего ребенка совпали с его потребностями. Детский сад и родитель должны стать партнерами педагогического процесса, но, к сожалению, это не всегда удается: не всегда семья и воспитатели умеют договориться, установить единообразие задач по развитию и образованию детей.
Мы думаем, что на взаимодействие родителей и педагогов дошкольного учреждения влияют следующие факторы:
— осознание родителями своей роли в воспитательном процессе,
— социальные ожидания родителей от ДОО;
-готовность педагогов и родителей к совместному участию в воспитательном процессе.
Поэтому, мы видим, что главное при работе с семьей — это установление доверительных отношений с родителями.
Мы понимаем, что навязывание нашего мнения скорее оттолкнет или насторожит родителя. Современный родитель достаточно грамотный, а авторитет педагога в настоящее время сильно подорван средствами массовой информации и социальным положением педагога в обществе. Перед педагогическим коллективом стоят задачи по созданию новых эффективных методов и инструментов, способных решать задачи по вовлечению семьи в образовательный процесс ДОО, по повышению у родителя педагогической компетенции, культуры общения взрослых и детей, сотрудничеству педагогов и родителей, установлению доверительных отношений.
Родитель должен почувствовать нашу заинтересованность в развитии именно его ребенка, наше не безразличие к мнению семьи об организации, осуществлению и результату образования в ДОО. Необходимо создавать условия участия родителей не только в образовательном процессе своего ребенка, но и в оценке качества образования ДОО по отношению к своему ребенку, в коррекции и выстраиванию индивидуального маршрута.
Проблема приобретает не только социальный, но и государственный характер.
Здесь на помощь приходят новые возможности, которые дают нам ИКТ и Интернет.
Несколько лет в нашем детском саду активно работают электронные страницы групп в Контакте, где воспитатели отражают жизнь всей группы и каждого ребенка. Взаимодействие с родителями через страницы дает прекрасные результаты: родитель в курсе всех событий, которые происходят в группе, его информируют о достижениях и трудностях, которые могут возникнуть у его ребенка в освоении программы, здесь же родитель получает ответы и консультации на волнующие его темы.
Так же в качестве эксперимента и работы в рамках инновационной площадки педагогами нашей ДОО была разработана индивидуальная электронная карта развития ребенка, с целевыми ориентирами (критерии оценки) по областям развития и видам деятельности детей, механизма размещения и заполнения ее через Интернет.
Основным инновационным моментом в электронной карте является возможность родителя не только видеть достижения и результат педагогического процесса в детском саду, но и самостоятельно оценить результат развития сына или дочери, ориентируясь на критерии в карте в графе, созданной специально для родителя. Причем, целевые ориентиры для родителя отличаются от критериев для педагогов ДОО, они отвечают требованиям по непрерывности и преемственности задач развития между детским садом и семьей, критерии могут меняться в зависимости от задач, которые ставят перед собой родители и педагоги. Хочется подчеркнуть, что оценивается не ребенок — фиксируются и отражаются лишь его достижения и действия, нет оценочной системы, т.е. баллов или уровней развития.
Таким образом, использование и введение в работу детского сада индивидуальной электронной карты помогло нам создать условия для участия семей воспитанников в оценке качества образования ДОО в отношении своего ребенка, коррекции его развития, моделирования индивидуального маршрута развития каждого ребенка, повышение эффективности образовательного процесса в ДОО, проведение качественного анализа достижений каждого ребенка и реализации задач ОП ДО.
Индивидуальные Электронные карты в нашем детском саду работают второй год. В ходе работы мы поняли, что критерии или целевые ориентиры помогают родителю и педагогам расставить приоритеты в воспитании и развитии, увидеть пробелы, слабые или сильные стороны ребенка, порадоваться и погордиться его достижениями, так же задуматься над тем, что исправить или, как помочь ребенку улучшить свои достижения.
Работа с электронной картой побуждает родителя задавать вопросы педагогам, обращаться за разъяснениями и консультацией, совместно выстраивать маршрут воспитания и развития ребенка, вместе подобрать методы, приемы и пути решения педагогических задач. Родитель чувствует себя сопричастным к образовательному процессу в ДОО, ответственность, проявляет интерес в общении с воспитателями, больше доверяет им.
В ходе эксперимента на группах, где были введены электронные карты, 90-95% родителей приняли участи в работе и заполнении карт. В результате опроса родителей из групп, не участвующих в эксперименте с картой, 100% родителей выявили желание видеть результаты и самостоятельно прослеживать достижения ребенка через ИЭК.
Это подтверждает интерес родителя и его желание держать образовательный процесс своего ребенка под контролем, корректировать маршрут развития, видеть достижения ребенка.
Так же мы наблюдаем, что через работу с ИЭК родитель оценивает в первую очередь себя, как педагога, видит и понимает, как сложно бывает добиться определенных результатов. С другой стороны, мы видим качественные изменения в отношениях с родителями и их участие в жизни и воспитании ребенка, их заинтересованность к тому, что происходит в детском саду и, как их ребенок проявляет себя в детском коллективе и жизни группы, садика.
Безусловно, работа с электронными картами дала положительные результаты по установлению коллегиальных отношений между педагогом и родителем, помогла привлечь родителя на сторону детского сада, повысила педагогическую компетенцию родителя и педагога.
Работа с картой внесла качественные изменения и в деятельность самих воспитателей и педагогов ДОО. Мониторинг и педагогическая диагностика проходит неформально, вдумчиво, ведь воспитатель знает, что результаты, выставленные в ЭК привлекут внимание и вызовут вопросы родителей. Воспитатель должен быть готов к ответам и подготовить предложения по совместному решению педагогических задач. Педагог и родитель ставят новые образовательные и воспитательные задачи, подбирают методы и материалы по устранению и индивидуализации взаимодействия с конкретным воспитанником, формируя таким образом индивидуальный маршрут развития ребенка.
По итогам и анализу работы с электронными картами наши сотрудники сделали важный вывод: индивидуальная электронная карта может стать механизмом по устранению некоторых противоречий.
1. Процесс развития ребенка непрерывен, а проведение мониторингов эпизодично 1-2 раза в год: ИЭК может быть заполнена в любой момент, без специально-подготовленной ситуации, через ежедневное наблюдение.
2. Предъявляются требования к одновременному оцениванию учебных навыков и интегративных качеств развития ребенка, а традиционно оцениваются только учебные навыки и умения: ИЭК и сформулированные в ней критерии (ориентиры) отражают общее развитие ребенка, как в образовательной сфере, так и по задачам воспитания и развития интегративных качеств ребенка.
3. Развитие ребенка непрерывно, оно происходит как в детском саду, так и дома, а оценка происходит только в стенах детского сада и только педагогами ДОУ: механизм заполнения и проведение оценки по средствам ИЭК проходит с участием родителей и оценивается как педагогами ДОУ, так и родителями воспитанников в домашних условиях.
4. Процесс образования и развития ребенка, а, значит, его результативность и оценка должны быть открытыми и видимыми для родителей воспитанника, но фактические родитель не знает ориентиры ожидаемых результатов, не видит оценки результатов, которые проводят педагоги ДОУ: ИЭК и механизм проведения диагностики результатов ребенка доступен родителю, мало того ему предлагается провести самостоятельно мониторинг результативности ОП, используя самый доступный метод – наблюдение и ежедневное взаимодействие с ребенком в повседневной домашней жизни;
5. Современный родитель, оценивая развития своего ребенка, часто оценивает развитие учебных навыков и умений маленького ребенка, т.е. образование, но основная функция ДС и воспитателя – это воспитание, т.е. развитие нравственности, духовности, культуры поведения и общения: ИЭК предлагает оценивать развитие комплексно, не делая упор на навыки и знания, помогая родителям переосмыслить ценности воспитания и развитие ребенка.
Так же мы видим, что через работу с Электронной картой реализуется несколько дополнительных современных задач:
- обновление процесса взаимодействия с семьями воспитанников, в том числе расширение информационного поля и создание условий для электронного взаимодействия с семьями воспитанников
- создание условий для участия родителя в оценке качества образования ДО и коррекции развития своего ребенка, а так же условия для участия родителей в управлении образовательным процессом
- компьютеризация организационного и образовательного процесса ДОО, повышение компьютерной грамотности педагогов и всего населения
Таким образом, индивидуальная электронная карта – это эффективный инструмент для установления доверительных отношений между педагогами ДОО и семьями воспитанников, условие для участия родителей в оценке качества образования в ДОО и достижений своего ребенка, это способ вовлечения родителя в образовательный процесс детского сада и условий для преемственности развивающих задач между ДОО и семьей; ИЭК – это инструмент для устранения некоторых противоречий в образования, и, наконец, это способ обновления процесса взаимодействия ДОО и семьей, повышение педагогических компетенций у родителя и педагога.
Список используемой литературы
- М.Е. Верховкина, А.Н. Атарова «Путеводитель по ФГОС ДО в таблицах и схемах», издательство КАРО,
- И.В.Муштавинская, Е.Ю. Лукичева «Современная оценка образовательных достижений учащихся», издательство КАРО, СПб, 2015г
- О.Н.Крылова, Е.Г. Бойцова, учебно-методическое пособие «Технология формирующего оценивания в современной школе» издательство КАРО, СПб, 2015г
- Н.В. Верещагина Методическое пособие «Результаты мониторинга детского развития», СПб, Детство-пресс, 2013г
- Н.В. Верещагина, Методическое пособие «Результаты мониторинга образовательного процесса», СПб, Детство-пресс, 2013г
Участие детского сада в конкурсах, фестивалях районного, городского уровня | Образовательные проекты | Участие в методических объединениях (материалы) |
«Проектный метод в работе воспитателя» |
Математика это интересно | |
Паспорт проекта — «Джунгли Зовут» |
Постоянно действующий семинар для начинающих | |
Паспорт проекта — «Сказка своими руками« | ||
Схемы анализа (выборочно по запросу) |
||
Индивидуальная таблица анализа педагога |