Методические материалы — образовательные проекты. Работаем по ФГОС

Семейные образовательные проекты Цифровые технологии в детском саду Методические разработки Инновационный продукт
ZSX4rZVla7I  Воспитатель-с-детьми kolosok_3_20180604094044-300x269  unnamed
Образовательный проект в детском саду с использованием ИКТ «Детские новости» Методическая разработка «Семейный образовательный проект для групп раннего возраста «Зимние забавы» Элемент дистанционного образования — «Физкультура каждый день»
«Наши любимые бабушки и дедушки»  (в октябре, в преддверии дня пожилого человека) Информационно-образовательный проект для педагогов ДОО «Математика в кругу семьи» «Модель образовательного процесса на основе ведущего вида детской деятельности –игре» Электронная карта развития ребенка дошкольника как инструмент оценки качества образования в ДОУ семьей
Фоторепортаж «Кем работают наши родители?» Положение электронной страницы  Методическая разработка для педагогов ДОУ — «Семейные конкурсы в детском саду, как часть Образовательной Программы Дошкольной Образования ДОУ» Профессиональная страница педагога в Инстаграм — дистанционная поддержка участникам образовательного процесса
Особенности семейного образовательного проекта Анонс образовательного проекта «Классики» Методическая разработка «Книжка малышка — Мой день» Образовательный проект в ДОУ «Математика в кругу семьи» 
Методическая разработка сценарий Спортивно-игрового досуга для детей 5-6 лет «Игры с Незнайкой» Презентация Образовательный проект в ДОУ «Математика в кругу семьи» Методическая разработка — Информационно-образовательный проект с использованием ИКТ «Математика в кругу семьи» (для педагогов ДОО)
Образовательный проект «Книга своими руками» Методические рекомендации «Организация и насыщение информационной зоны в ДОУ»
Сценарий Интерактивная игра «Квест» «Карта мира» или «Открываем новые земли» Методическая разработка по теме: «Флешмобы в детском саду»
Методическая разработка По теме: «Детский фитнес в детском саду. Технология «SKY Jumping» для дошкольников» Семейные конкурсы в детском саду, как часть Образовательной Программы Дошкольной Образования ДОУ
Информационно-образовательный проект с использованием ИКТ для детей и родителей ДОУ «КЛАССИКИ» Система Электронного взаимодействия с родителями
 Семейный образовательный проект «Символ года» Методическое пособие «Физкультура каждый день» (для педагогов и родителей дошкольников)

Старший воспитатель ГБДОУ детский сад№3

Московского района СПБ, почетный работник общего образования

Новикова Юлия Евгеньевна

Зачем нужно проводить конкурсы в детском саду?

Статья адресована педагогическим и административным работникам детских садов Российской Федерации, которые творчески взаимодействуют с семьями своих воспитанников, находятся в поиске новых форм, заботятся о том, чтобы семья была активным партнером в таком важном деле как воспитание подрастающего поколения.

   Согласно Федеральному Государственному Образовательного Стандарта Дошкольного Образования вопрос взаимодействия с семьей стал неотъемлемой частью не только педагогической деятельности, но и обязательной частью образовательной программы. В соответствии с Федеральной Образовательной Программой Дошкольного образования родитель является не просто участником образовательного процесса, он становится участником реализации образовательной программы детского сада, а это значит, что педагоги могут и должны не только вовлекать родителей в жизнь детского сада, но и переадресовывать часть образовательных и воспитательных задач семьям воспитанников. С новой ролью родителя возникают новые отношения между учреждением и семьей.

Для педагогического коллектива становится актуально найти новые формы и методы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, научиться новому общению педагога с родителем на основе доверия друг к другу и совместного воспитания каждого ребенка. Необходимо дать понять родителю, что его участие в педагогическом процессе детского сада – это не только права, но и обязанности. Родителю, также, как и воспитателю, приходится учиться быть сотрудником и партнером, учиться взаимодействовать, а самое главное, доверять друг другу.

Комплекс мероприятий и форм взаимодействий с семьями воспитанником можно смело назвать программой. Так в нашей основной образовательной программе в часть, формируемой участниками образовательных отношений, входит парциальная программа взаимодействия с семьями воспитанников «Воспитываем вместе». Значительной частью этой программы стала технология конкурсного движения «Одарённый ребенок».

 Конкурсное движение давно стало доброй традицией нашего детского сада, но сейчас конкурсное движение – это не просто традиция — это часть нашей образовательной программы.

Конкурс – это не просто мероприятие в стенах детского сада, это продолжение и расширение образовательного процесса и пространства, где развитие получают все его участники: ребенок, родитель и педагог. Конкурс – это эффективный метод взаимодействия всех трех сторон образовательного процесса.

Участие ребенка в конкурсе помогает его социализации, формирует культуру участника конкурса, ребенок получает соревновательный опыт, учится эмоционально справляется с поражением и ставить новые задачи, стремиться совершенствоваться и объективно оценивать свои силы и возможности.

Родитель и ребенок учатся и приобретают опыт по взаимодействию друг с другом для достижения общей цели, реализуя общие задачи. Родитель учится быть терпеливым и вдумчивым, относиться к конкурсам серьезно, внимательно знакомясь с положениями, условиями и системой оценки конкурса.

Детский сад помогает подготовиться семье к успешному участию в конкурсе: консультирует родителей по созданию условий, подбирает мотивацию и для ребенка, и для родителя, поддерживают в подготовке. Поэтому, педагогам приходится учиться видеть семейные условия и возможности ребенка, понимать современного родителя и их трудности, быть терпимыми, и доброжелательными к любому родителю и оказывать посильную помощь в развитии детей дома.

Таким образом, через конкурсное движение в детском саду, через весь комплекс мероприятий, проводимых в рамках конкурсов, педагогический коллектив решает для себя важную задачу по воспитанию родителя, повышения его педагогических компетенций, созданию условий для решения задач по преемственности развития ребенка в семье и детском саду.

Необходимость расширения форм и направленности конкурсов в детском саду было продиктовано новыми задачами, поставленными перед нами, педагогами, в последние годы.

  1. Создание условий для персонифицированной модели развития и образования ребенка: родители вместе с ребенком самостоятельно решают, принимать участие в конкурсе или нет, принимая условия конкурса, семья расширяет образовательную программу своего ребенка, создают и поддерживают персональные условия его развития.
  2. Поддержка одаренного ребенка и инициативного родителя: детский сад создает дополнительные образовательные условия для детей, которые имеют повышенный интерес или способности в каком-либо виде детской деятельности, возможность реализовать инициативу родителя в подготовке и развитии своего ребенка.
  3. Создание условий для участия родителя в образовании своего ребенка и преемственности образовательных задачи между детским садом и семьей: именно при подготовке к участию в конкурсе родитель имеет целевые установки и методическую поддержку в развитии и образовании своего ребенка, может самостоятельно увидеть и оценить общие усилия и результаты совместной деятельности детского сада и семьи, приобщиться к педагогическому процессу.
  4. Открытость и сплоченность всех участников образовательного процесса в саду: конкурсы – это публичные мероприятия, совместная деятельность всех участников, конкурсы являются формой проведения диагностики результативности образовательной программы и деятельности.

Мы стараемся подобрать виды и темы конкурсов так, чтобы каждый ребенок и родитель мог найти конкурс интересный для себя.

Активность родителей в конкурсах иногда поражает нас. Мы не стремимся к массовости мероприятий, нам хочется, чтобы желающие и любящие родители проявили творчество и мастерство и показали на что способны их дети. Но часто нам не хватает места и времени, чтобы презентовать все работы или участие семей.

Трудно ли готовить, организовывать и проводить конкурсы?

В нашей коллекции сейчас около 10 различный конкурсов, фестивалей, соревнований, турниров:

выставки тематических поделок; фестивали художественной и репортажной фотографий, спортивные соревнования, конкурс юных кулинаров «Поваренок» для детей старшего возраста, пазл-турнир «Собирай-ка» для детей средних групп и математический турнир «Совенок», «шашечный турнир, конкурс-выставка детского рисунка «Рисуют дети», конкурсы вокалистов «Звонкий голосок» и конкурс чтецов «Учим стихи дома», интеллектуальная викторина в форме электронной игры «Своя игра»

Каждое мероприятие тщательно продумывается и готовится. Но в этом-то и заключается положительный эффект: новизна бодрит, заставляет и побуждает познавать новое, обновляет весь процесс, заставляет корректировать содержание программы, пополняет и меняет среду и окружающее пространство, насыщает информационное поле новым содержанием. Проведения конкурсов может помочь вам в создании специальных условий в детском саду, в оформлении учреждения, пополнения развивающей и игровой среды.

С чего начинали?

Первый конкурс, который прошел для родителей, был конкурс «Игрушка своими руками»

Детский сад создавал комнату сказок, а какая сказка может обойтись без кукол и игрушек — нам было необходимо пополнить ее самодельными игрушками. Мы надеялись, что, хотя бы 5-6 родителей примут участие и новые игрушки пополнят нашу сказочную комнату.

Но участников оказалось гораздо больше, нам пришлось создавать сценарий для представления «Вечерние посиделки» с Бабушкой-Рассказушкой, чтобы презентовать все игрушки и поделки родителей. Куклы и игрушки, сделанные руками родителей, до сих пор живут и «работают» у нас в детском саду, и ничто их не может заменить. В них дух народного творчества, любовь родительских рук.

Но сегодня мы говорим о конкурсах для детей на площадке детских садов.

Самый популярный и массовый детский конкурс в нашем детском саду — это конкурс чтецов «Учим стихи дома». В этом конкурсе могут участвовать дети уже с 3 х лет в номинации «Юный чтец». Традиция проведения этого конкурса зародилась более 20 лет назад в рамках задач года по созданию условий для речевого развития детей.

Каждый год заявки на участие в конкурсе чтецов подают от 60 до 90 человек. Это, конечно, много, поэтому нам приходится проводить конкурс в несколько этапов.

При организации и проведении конкурсов необходимо обратить внимание на составление объявлений. Объявление должно содержать краткий перечень условий конкурса, разъяснение по его проведению.

Объявление должно содержать мотивацию для родителя к участию в конкурсе: необходимо чтобы содержание объявления затрагивало разные психологические аспекты взрослой натуры:

  • любовь, внимание или переживание за своего ребёнка, желание доставить ему удовольствие, побыть вместе с ним и/или иметь возможность делать что-то вместе с ребенком в нестандартной обстановке, порадоваться за него;
  • родительские амбиции: гордость за ребенка, своя значимость и признание, как успешного родителя;
  • нельзя исключать и желание родителя поддержать усилия педагогического коллектива, понимание о необходимости совместной деятельности ОУ и семьи в развитии ребенка.

В объявлении необходимо информировать родителей не только о сроках проведения конкурса, но и о сроках подачи заявок. Это помогает организаторам грамотно подготовить и пространство, и сценарии проведения конкурса, учесть и избежать всевозможные сложности.

Конечно мы заранее думаем о награждении: дипломы и подарки получают все дети, поэтому уже накануне мы планирует и заказываем дипломы и специальные призы: медали для спортивных соревнований, книги –для конкурса чтецов, альбомы и краски – для конкурса детского рисунка, наборы детской выпечки –для конкурса «Поваренок», наборы пазлов и шашки для турниров и другое.

Особое внимание требует разработка положений конкурсов: именно в положении указаны номинации, содержание и тематика конкурса, возраст участников и роль родителя в подготовке. Зачастую в положении дается дополнительная информация, например, в положении о конкурсе «Поваренок» подробно описаны все рецепты и технология приготовления блюд, которые будут предложены детям для приготовления, в положении о проведении интеллектуальной викторины «Своя игра» указаны рубрики игры.

Что же получают участники конкурсного движения, каких результатов достигают?

Дети имеют возможность показать себя с лучшей стороны, готовясь к конкурсу, они получают мотивацию к деятельности и развитию, повышают свою самооценку, учатся справляться с неудачами и совершенствовать свои навыки. Вместе с детьми родитель приобретает опыт участия и подготовки к конкурсам разной направленности, родитель может объективно оценить способности своего ребенка, научиться поддерживать и помогать своему ребенку в развитии, родитель повышает общую культуру и педагогические компетенции.

Организация и проведение конкурсов важны и для самого педагогического коллектива – это и условие для открытости образовательного процесса, обмена опытом между педагогами по взаимодействию с семьями воспитанников, это рост культуры педагогов, профилактика профессионального выгорания, раскрытие творческого потенциала коллектива, ведь разработка конкурсов –это кропотливый, но творческий процесс. Конкурс, на ряду с праздниками, является публичным массовым мероприятие, именно конкурсы и роль педагогов на них будут служить примером и образцом культуры поведения, общения и поддержки детей для родителей.

Опыт конкурсов и методические материалы дадут возможность коллективу подготовить и обобщить методические материалы, ведь каждый конкурс в отдельности может быть инновационным продуктом педагогической деятельности, даст возможность детскому саду принять участие в работе по распространению и диссеминации педагогических инициатив. Так, например, наш детский сад получил возможность участвовать в региональном форуме педагогических новаций в 2023 году.

В конкурсах, конечно, всегда есть победители, но подарки и дипломы получают все дети. А родителей мы поддерживаем словами благодарности, но лучшей оценкой их участия, конечно, бывает радость их детей., если вы все правильно, с вниманием, подготовите, то, уверяем вас, детских слез не будет. А будет радостный и светлый праздник, общение детей и взрослых, единомыслие и партнерство, чувство большой дружной семьи.

Какие бы конкурсы не проходили в детском саду – они будут помогать коллективу и всем участникам делать жизнь детского сада интересней и разнообразней.

Попробуйте начать проводить конкурсы, и вы убедитесь, что это не так трудно, а эффект и результат вас приятно удивит и порадует!

 

 

Индивидуальная Электронная карта как механизм преемственности  между ДОО и семьей воспитанников в развитии ребенка.

Старший воспитатель ГБДОУ детский сад№3 Московского района СПб Новикова Ю.Е.

В наше время невозможно прожить без информационно компьютерных технологий. Компьютерные технологии уверенно шагнули сначала в школу, а потом в детские сады. И, хотя ИКТ и технические средства не первый год и даже не первый десяток лет используются в образовании, они до сих пор остаются инновационными, т.к. возможности их безграничны.

Использование Интернета в работе ДОО решает и выполняет сразу несколько современных задач и требований:  открытость образовательной организации, расширение информационного пространства  для всех участников образовательного процесса, поддержка образовательных программ, распространение и диссеминация педагогического и административного инновационного опыта,  хранение, обработка и обмен информационными данными и многое другое.

Работа официальных и внутренних  сайтов образовательных организаций, рабочие страницы в  социальных сетях помогают организациям создать условия для участия родителей в жизнедеятельности ДОО, решать задачи по преемственности между воспитанием ребенка в  детском саду и  семье.
Семья, и дошкольное учреждение — два важных института социализации и развития ребенка. Процесс развития дошкольника  непрерывен, он не заканчивается при выходе из стен детского сада, а продолжается, и в не меньшей степени, дома, в семьях воспитанников. Воспитательная функция семьи наиболее значима для формирования личности ребенка, она имеет свои особенности, но для полноценного формирования и развития  личности маленького человека необходимо взаимодействие педагогов и родителей в воспитательном процессе ребенка, преемственность задач и методов его развития.

Пребывание и развитие ребенка в стенах образовательных организациях процесс коллективный, а в нынешних условиях большого города даже массовый. Однако, общество, государство и сам родитель предъявляют требования индивидуализации педагогического процесса, построения индивидуальных маршрутов развития каждого ребенка. В индивидуализации нуждается, прежде всего, и сам ребенок.  Как же решить это противоречие?

Как же сделать процесс развития каждого воспитанника индивидуальным и непрерывным. На наш взгляд, решить такое противоречие может помочь родитель, он должен стать, вернее, он и есть главный и основной педагог своего ребенка. Родитель решает, что он хочет для своего ребенка или, что необходимо для его ребенка, он подбирает возможные пути и условия для реализации своих целей в воспитании своего сына или дочери.

Конечно, детский сад должен помочь родителю: выявить особенности ребенка, его сильные и слабые стороны, подобрать и рекомендовать стиль общения, методы взаимодействия, подсказать, что ребенку необходимо на данном этапе развития, сделать так, чтобы желания родителей по развитию своего ребенка совпали с его потребностями. Детский сад и родитель должны стать партнерами педагогического процесса, но, к сожалению, это не всегда удается: не всегда семья и воспитатели умеют договориться, установить единообразие задач по развитию и образованию детей.

Мы думаем, что на взаимодействие родителей и педагогов дошкольного учреждения влияют следующие факторы:

— осознание родителями своей роли в воспитательном процессе,

— социальные ожидания родителей от ДОО;

-готовность педагогов и родителей к совместному участию в воспитательном процессе.

Поэтому, мы видим, что главное при работе с семьей — это установление доверительных отношений с родителями.

Мы понимаем, что навязывание нашего мнения скорее оттолкнет или насторожит родителя. Современный родитель достаточно грамотный, а авторитет педагога в настоящее время сильно подорван средствами массовой информации и социальным положением педагога в обществе. Перед педагогическим коллективом стоят задачи по  созданию новых эффективных методов и инструментов, способных решать задачи по вовлечению семьи в образовательный процесс ДОО, по повышению у родителя педагогической компетенции, культуры общения взрослых и детей, сотрудничеству педагогов и родителей, установлению доверительных отношений.

Родитель должен почувствовать нашу заинтересованность в развитии именно его ребенка, наше не безразличие к мнению семьи об организации, осуществлению и результату образования в ДОО. Необходимо создавать условия участия родителей не только в образовательном процессе своего ребенка, но и в  оценке качества образования ДОО по отношению к своему ребенку, в коррекции и выстраиванию индивидуального маршрута.

Проблема приобретает не только социальный, но и государственный характер.

    Здесь на помощь приходят новые возможности, которые дают нам ИКТ и Интернет.

Несколько лет в нашем детском саду активно работают электронные страницы групп в Контакте, где воспитатели отражают жизнь всей группы и каждого ребенка. Взаимодействие с родителями через страницы дает прекрасные результаты: родитель в курсе всех событий, которые происходят в группе, его информируют о достижениях и трудностях, которые могут возникнуть у его ребенка в освоении программы, здесь же родитель получает ответы и консультации на волнующие его темы.

Так же в качестве эксперимента и работы в рамках инновационной площадки педагогами нашей ДОО была разработана индивидуальная электронная карта развития ребенка, с целевыми ориентирами (критерии оценки) по областям развития и видам деятельности детей, механизма размещения и заполнения ее через Интернет.

Основным инновационным моментом в электронной карте является возможность родителя не только видеть достижения и результат педагогического процесса в детском саду, но и самостоятельно оценить результат развития сына или дочери, ориентируясь на критерии в карте в графе, созданной специально для родителя. Причем, целевые ориентиры для родителя отличаются от  критериев для педагогов ДОО, они отвечают требованиям по непрерывности и преемственности задач развития между детским садом и семьей, критерии могут меняться в зависимости от задач, которые ставят перед собой родители и педагоги.   Хочется подчеркнуть, что оценивается не ребенок — фиксируются и отражаются лишь его достижения и действия, нет оценочной системы, т.е. баллов или уровней развития.

Таким образом, использование и введение в работу детского сада индивидуальной электронной карты помогло нам создать условия для участия семей воспитанников в оценке качества образования ДОО в отношении своего ребенка, коррекции его развития, моделирования индивидуального маршрута развития каждого ребенка, повышение эффективности образовательного процесса в ДОО, проведение качественного анализа достижений каждого ребенка и  реализации задач ОП ДО.

Индивидуальные Электронные карты в нашем детском саду работают второй год.  В ходе работы мы поняли, что критерии или целевые ориентиры помогают родителю и педагогам  расставить приоритеты в воспитании и развитии, увидеть пробелы, слабые или сильные стороны ребенка, порадоваться и погордиться его достижениями, так же задуматься над тем, что исправить или, как помочь ребенку улучшить свои достижения.

Работа с электронной картой побуждает родителя задавать вопросы педагогам, обращаться за разъяснениями и консультацией, совместно выстраивать маршрут  воспитания и развития ребенка, вместе подобрать методы, приемы и  пути решения педагогических задач.  Родитель чувствует себя сопричастным к образовательному процессу в ДОО, ответственность, проявляет интерес в общении с воспитателями, больше доверяет им.

В ходе эксперимента на группах, где были введены электронные карты, 90-95% родителей приняли участи в работе и заполнении карт. В результате опроса родителей из групп, не участвующих в эксперименте с картой, 100% родителей выявили желание видеть результаты и самостоятельно прослеживать достижения ребенка через ИЭК.

Это подтверждает интерес родителя и его желание держать образовательный процесс своего ребенка под контролем, корректировать маршрут развития, видеть достижения ребенка.

Так же мы наблюдаем, что через работу с ИЭК родитель оценивает в первую очередь себя, как педагога, видит и понимает, как сложно бывает добиться определенных результатов. С другой стороны, мы видим качественные изменения в отношениях с родителями и их участие в жизни и воспитании ребенка, их заинтересованность к тому, что происходит в детском саду и, как их ребенок проявляет себя в детском коллективе и жизни группы, садика.

Безусловно, работа с электронными картами дала положительные результаты по установлению коллегиальных отношений между педагогом и родителем, помогла привлечь родителя на сторону детского сада, повысила педагогическую компетенцию родителя и педагога.

Работа с картой внесла качественные изменения и в деятельность самих воспитателей и педагогов ДОО. Мониторинг и педагогическая диагностика проходит неформально, вдумчиво, ведь воспитатель знает, что результаты, выставленные в ЭК привлекут внимание и вызовут вопросы родителей. Воспитатель должен быть готов к ответам и подготовить предложения  по совместному решению педагогических задач. Педагог и родитель ставят новые образовательные и воспитательные задачи, подбирают методы и материалы по устранению и индивидуализации взаимодействия с конкретным воспитанником, формируя таким образом индивидуальный маршрут развития ребенка.

По итогам и анализу работы с электронными картами наши сотрудники сделали важный вывод: индивидуальная электронная карта может стать механизмом по устранению некоторых противоречий.

1.  Процесс развития ребенка непрерывен, а проведение мониторингов эпизодично 1-2 раза в год: ИЭК может быть заполнена в любой момент,  без специально-подготовленной ситуации, через ежедневное наблюдение.

2. Предъявляются требования к одновременному оцениванию учебных навыков и интегративных качеств развития ребенка, а традиционно оцениваются только учебные навыки и умения: ИЭК и сформулированные в ней критерии (ориентиры) отражают общее развитие ребенка, как в образовательной сфере, так и по задачам воспитания и развития интегративных качеств ребенка.

3. Развитие ребенка непрерывно, оно происходит как в детском саду, так и дома, а оценка происходит только в стенах детского сада и только педагогами ДОУ: механизм заполнения и проведение оценки по средствам ИЭК проходит с участием родителей и оценивается как педагогами ДОУ, так и родителями воспитанников в домашних условиях.

4. Процесс образования и развития ребенка, а, значит, его результативность и оценка должны быть открытыми и видимыми для родителей воспитанника,  но фактические родитель не знает ориентиры ожидаемых результатов, не видит оценки результатов, которые проводят педагоги ДОУ: ИЭК и механизм проведения диагностики результатов ребенка доступен родителю, мало того ему предлагается провести самостоятельно мониторинг результативности ОП, используя самый доступный метод – наблюдение и ежедневное взаимодействие с ребенком в повседневной домашней жизни;

5. Современный родитель, оценивая развития своего ребенка, часто оценивает развитие учебных навыков и умений маленького ребенка, т.е. образование, но основная функция ДС и воспитателя – это воспитание, т.е. развитие нравственности, духовности, культуры поведения и общения:   ИЭК предлагает оценивать развитие комплексно, не делая упор на навыки и знания, помогая родителям переосмыслить ценности воспитания и развитие ребенка.

Так же мы видим, что через работу с Электронной картой реализуется несколько дополнительных современных задач:

  1. обновление процесса взаимодействия с семьями воспитанников, в том числе расширение информационного поля и создание условий для  электронного взаимодействия с семьями воспитанников
  2. создание условий для участия родителя в оценке качества образования ДО и коррекции развития своего ребенка, а так же условия для участия родителей в управлении образовательным процессом
  3. компьютеризация организационного и образовательного процесса ДОО, повышение компьютерной грамотности педагогов и всего населения

Таким образом, индивидуальная электронная карта – это эффективный инструмент для установления доверительных отношений между педагогами ДОО и семьями воспитанников, условие для участия родителей в оценке качества образования в ДОО и достижений своего ребенка, это способ вовлечения родителя в образовательный процесс детского сада и условий для преемственности развивающих задач между ДОО и семьей; ИЭК – это инструмент для устранения некоторых противоречий в образования, и, наконец, это способ обновления процесса взаимодействия ДОО и семьей, повышение педагогических компетенций у родителя и педагога.

Список используемой литературы

  1. М.Е. Верховкина, А.Н. Атарова «Путеводитель по ФГОС ДО в таблицах и схемах», издательство КАРО,
  2. И.В.Муштавинская, Е.Ю. Лукичева  «Современная оценка образовательных достижений учащихся», издательство КАРО, СПб, 2015г
  3. О.Н.Крылова, Е.Г. Бойцова, учебно-методическое пособие «Технология формирующего оценивания в современной школе» издательство КАРО, СПб, 2015г
  4. Н.В. Верещагина Методическое пособие «Результаты мониторинга детского развития», СПб, Детство-пресс,  2013г
  5. Н.В. Верещагина, Методическое пособие «Результаты мониторинга образовательного процесса», СПб, Детство-пресс,  2013г

ГБДОУ детский сад 3 Московского района СПб